«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак 1:2-3).
Испытание вашей веры
Многим непонятно, почему бывают случаи, когда в испытаниях не приходит ожидаемая от Бога помощь? Ведь в прошлый раз эта помощь пришла легко! Это вызывает непонимание и даже некоторое разочарование.
Апостол Иаков написал свое письмо евреям, находящимся в рассеянии из-за гонений за веру в Иисуса Христа. Спервых же слов он пишет им ободрение и вдохновляет в испытаниях – радоваться... Что?! И всегда этот стих приводит в смущение. Тем более, что в синодальном переводе написано «когда впадаете в искушения».
На греческом языке слово «искушения», это «пеирасмос». Переводится как: «искушение, испытание» и происходит от слова «пеиразо», которое значит: «испытывать, подвергать испытанию; искушать, пытаться совратить или уловить».
А вот «испытание», это греческое слово «докимион», означающее: «средство испытания или проверки».
Хотя уже в следующих словах Иаков и открывает причинно-следственную связь между испытаниями веры и нужным нам терпением, это не очень вдохновляет, когда ты эти самые испытания проходишь. Особенно, это касается радости.
На греческом языке это «хара́», означающая «радость, восторг».
О каком восторге можно говорить, когда приходят испытания? И вот тут, как раз, нам нужна от Бога мудрость! И вроде Иаков и учит просить эту мудрость. Однако! При этом он пишет, что если вы сомневаетесь, то никакой помощи вообще не получите:
«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.» (Иак 1:5-7)
Если внимательно изучить 1 главу послания Иакова, то можно обнаружить следующее:
Причина радости
«В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, …
Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.» (Ик 1:13,17-18)
Во-первых, нашим убеждением, на основании Писаний, должно стать то, что: «Бог никогда не посылает нам зло и не испытывает нас, чтобы это привело нас ко греху и падению. А то, что Бог любит нас и даёт нам только доброе, подтверждено нашим незаслуженным прощением и возрождением от Бога».
Эта непреложная истина имеет множественное подтверждение в Библии. Посмотрите эти места Писания: (1Пет 1:3-6), (1Ин 3:1-3), (Рим 5:1-11).
«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.» (Рим 5:8).
Апостол Пётр пишет нам радоваться тому, что Бог не только возродил нас для новой жизни, но и приготовил вечное, нетленное наследие на небесах. И наделил Своей силой, которая хранит нас в спасении, чтобы мы достигли это наследство.
Павел пишет, что неизменная Божья любовь к нам подтверждена смертью и воскресением Иисуса Христа. Благодаря чему мы навсегда оправданы и примирены с Богом, имея постоянный доступ к Его благодати.
Иоанн же утверждает, что такое убеждение веры очищает нас так, что мы становимся подобными Иисусу.
Причина нашей радости – это незаслуженное спасение и вечное наследие на небесах! Только такая радость даёт силу преодолевать земные испытания.
Помощь в испытаниях
Источник мудрости в вере
«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.» (Иак 1:5).
Апостол Иаков умел озадачить. Конечно же, мы имеем мудрость от Духа Святого, живущего в нас. Однако, это вовсе не означает, что нам её всегда достаточно и просить её уже не нужно. Мы просим у Бога только то, во что верим. Поэтому Иаков написал, чтобы мы просили у Бога мудрости с верой:
«Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.» (Ик 1:6-8).
Слово «думает», на греческом, это «оиомаи». Означает: «думать, полагать, представлять». А «не», — это «частица со смыслом колебания, запрещения, отклонения или предотвращения, в отличии от прямого отрицания».
Когда у нас недостаточно веры и терзают сомнения, мы не способны представить себе, как Бог может нам помочь в этой ситуации. И это становится препятствием для принятия мудрости Божьей в решении наших проблем.
Поэтому, прежде чем просить у Бога мудрости, нам нужна вера.
И в данном контексте письма Иакова источником нашей веры являются наши мысли о себе и Боге. Давайте вернёмся к тому, почему мы должны радоваться, преодолевая испытания.
Нам жизненно необходимо знать и верить в то, что мы уже имеем от Бога:
- оправдание и праведность Христа;
- освящение и святость Христа;
- примирение с Богом и мир Божий;
- доступ к святому Богу, через веру и духовное возрождение;
- крещение Духом Святым и дары Духа (кто принял верой);
- исцеление и восстановление здоровья во Христе;
- искупление от проклятия закона Моисея и благословение Божье;
- избавление от осуждения и погибели, и дар вечной жизни;
- избавление от власти тьмы и победу Иисуса Христа.
Именно эти истины должны стать нашими убеждениями веры, чтобы не допускать двоемыслия о себе. Тогда и наши молитвы о мудрости будут наполнены смелостью и уверенностью в Боге и Его неизменных обещаниях!
Большая разница, когда у власть имеющего просят помощи наёмные работники или когда просят помощи его дети.
Буквальный перевод стиха о сомнении выглядит так:
«Просит же в вере, никто (или нисколько) сомневающийся, ведь сомневающийся подобен волне моря гонимую ветром и швыряемую» (Иак 1:6).
Мы не можем позволить себе даже тени сомнений в истине Божьих обетований, дарованных нам во Христе! Если я буду сомневаться в том, что я Божье дитя – навечно оправданный и спасённый – то у меня не хватит веры принять от Бога мудрость, чтобы победить в испытаниях. Правильные мысли о себе, которые находятся в согласии со словом о Христе, наполняют моё сердце верой. И на основании этой веры я могу смело просить у Бога мудрости в испытаниях.
Поэтому и мудрость, и помощь в испытаниях – приходят от Бога в ответ на нашу веру: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.» (Евр 11:6).
Воздаёт, это составное греческое слово «мисфаподотэс», которое означает: «отдавать плату нанятому работнику».
Это интересно. Моя вера в Божью истину о Христе угодна Богу так, что когда я ищу Бога на основании этой истины, то Он готов справедливо её оплачивать. То есть, даёт мне то, что я у Него прошу. Также и мудрость в преодолении испытаний.
Поэтому, Бог обеспечивает нас помощью для преодоления испытаний тогда, когда мы без сомнений приходим к Нему и просим с верой мудрости законных наследников.