Если вы спросите пять человек: «Почему Иисус умер на кресте?» вы, вероятно, получите дюжину разных ответов.
Для некоторых речь идёт о жертве, связанной с человеческим грехом и Божьим гневом, милосердием и прощением. Для других акцент может быть сделан на космической победе, где смерть Иисуса каким-то образом побеждает саму смерть. А другие могут сказать, что Иисус должен был умереть или был послан Богом умереть, или что смерть Иисуса представляет собой высший пример самоотверженности – осязаемую картину Его глубокой любви к нам.
Распятие Иисуса нелегко объяснить. И каждый из этих ответов вызывает ещё больше вопросов, каждый из которых требует распаковки (а затем ещё большей распаковки).
Наша цель в этом сообщении в блоге не состоит в том, чтобы ответить на все хорошие вопросы, касающиеся смерти Иисуса, или привести доводы в пользу одной точки зрения на значение креста. Вместо этого мы хотим изучить несколько важных и часто упускаемых из виду частей библейской предыстории, которые могут помочь нам понять, почему Иисус умер на кресте.
Сложность утверждения, что Иисус умер “за” нас
Ранние последователи Иисуса описывают его смерть с разными акцентами и нюансами. Если вы соберёте список, вы заметите разнообразие кратких утверждений (например, 1 Кор. 15:1-4; Рим. 5:6-8; 1 Иоанна 2:1-2; Евр. 2:9), и вы также заметите использование общей фразы во всех этих библейских отрывках: «Иисус умер за нас».
Это кажется достаточно простым, но всё же может заставить нас задуматься: «А для нас, как?»
В Новом Завете во фразе «для нас» используется одно из двух греческих слов. Первое, huper (ὑπὲρ), обычно переводится английским словом «за». Но huper может передавать несколько нюансов значения, в том числе «во благо», «вместо/вместо», «как представитель» или «из-за, по причине».
Авторы Нового Завета также используют греческое слово “пери” (περὶ), чтобы сказать «за». И пери также передает несколько значений, таких как «по поводу», «вокруг», «причина», «по причине», «относительно» и «в отношении».
Когда эти авторы говорят, что Иисус умер за нас, используя одно из этих двух греческих слов, имеют ли они в виду, что Иисус умер ради блага людей? Или что он умер вместо людей, что позволяет предположить, что Он умер вместо них? Или они говорят, что Он умер из-за людей – из-за того, что мы сделали или что мы сделали с Ним? Или это из-за Его любви к людям? Возможно ли это все вышеперечисленное? Возможно, Иисус умер за нас во всех этих отношениях и во многих других.
Апостол Павел помогает сузить наше внимание, когда он говорит 1 Коринфянам 15:3, что Христос умер за наши грехи, «согласно Писанию». Он имеет в виду библейскую предысторию. И поскольку во времена Павла всего собрания Нового Завета не существовало (он находился в процессе написания), мы знаем, что он говорит о Еврейских Писаниях.
Давайте рассмотрим несколько ключевых моментов библейской истории, которые помогут нам увидеть, как Иисус умер «согласно Писанию», начиная с истории Эдема и её основополагающего описания человеческой смерти. Нам будет трудно понять смерть Иисуса, если мы не задумаемся о том, почему мы сами умираем.
Почему мы умираем?
Ну почему наши волосы седеют, а кожа становится морщинистой? Почему мы все в конце концов умираем и “возвращаемся в прах”, как сказано в Книге Бытия 3:19.
В Бытие 1, Бог изрекает Своё доброе творение к существованию. И в Бытие 2, мы видим разницу между двумя ключевыми пространствами творения — миром в целом и миром внутри уникального сада, который Бог насаждает в Эдеме (Быт. 2:8).
Сад подобен дому Бога, образу Рая на Земле, где Бог ходит с людьми и делится с ними своей бесконечной, процветающей жизнью как со своими партнёрами. А поскольку Бог — бесконечный источник жизни, сад — это зона, свободная от смерти. За пределами сада в мире ещё есть красота, добро и жизнь, но у него тоже есть сроки годности. В отличие от сада, живые существа выходят из пыли и возвращаются в неё — умирают. Интересно, что Бог сначала формирует человека вне сада, в царстве праха.
Бытие 2:7 показывает, как Бог образует Адама, что по-еврейски означает «человек», из адама, что означает «почва, глина или прах», вещество земли. Создав Адама и вдохнув в него Дух жизни, Бог насаждает сад и помещает в него человека (Быт. 2:8, 2:15). Как только человек оказывается в саду, Бог предлагает ему выбор. Люди могут продолжать жить с Ним в саду вечно или перестать жить с Ним в саду и вернуться в прах — адам. Правильный выбор кажется очевидным. Почему кто-то хочет уйти?
История в Бытие 2:15-17 показывает, как Бог сажает два дерева, которые представляют эти варианты жизни и смерти: дерево жизни и дерево познания добра и зла. Вкусить от древа жизни – значит довериться мудрости Бога, тем самым жить вечно с Ним и по Его указанию. Однако есть от древа познания добра и зла – значит уповать на человеческую мудрость, отвергнув тем самым Божье наставление и жизнь. Если ты вкусишь от этого дерева, говорит Бог, ты «верно умрешь» (Быт. 2:17).
Люди, вероятно, и не собирались покидать сад, но они не восприняли Божьи слова всерьёз и доверились мудрости змеиного обманщика, а не Бога. Сделав неверный выбор, человек (Адам) отправляется из рая обратно в то место, где он был изначально создан — «землю (адам), откуда он был взят» (Быт. 3:19). Теперь человек должен жить за пределами сада, где люди морщатся, седеют и в конце концов умирают, превращаясь в прах.
Основная идея истории Эдема такова: люди умирают, потому что мы с самого начала отвергли Божье предложение высшей жизни. Божье предложение требует отказа от того, что мы считаем жизнью, чтобы мы могли получить истинную жизнь, которую Бог хочет дать нам.
К сожалению, мы часто решаем выбрать жизнь, определённую нашей собственной мудростью, принимая во внимание собственное саморазрушение. Часто этот выбор кажется таким же невинным, как употребление вкусных и красивых фруктов (см. Быт. 3:6), но когда этот выбор противоречит мудрому наставлению Бога, он развращает жизнь и несёт смерть.
Смерть — наш конец?
Бог не только изгоняет людей из Эдема, но также ставит двух херувимов и смертоносный пылающий меч у ворот рая, чтобы не дать им войти снова (Быт. 3:24). Бог описывает это как суровую милость, которая не позволит людям вечно жить в развращенном состоянии (Быт. 3:22). Но это создаёт парадокс в истории. Мы знаем из Бытия 1, что Божий план состоит в том, чтобы наблюдать за творением в тесном сотрудничестве с людьми, созданными по образу Божьему. Но как это может произойти, если единственный способ вернуть людей к вечной жизни — это пройти мимо этих огненных ангелов с мечом — умереть?
Если бы это был конец истории, это была бы величайшая трагедия, поскольку кажется, что Бог вообще разрывает связи с человечеством. Но мы только в главе 3; история только начинается, и быстро становится ясно, что Бог не собирается бросать своих партнёров-людей в могилу.
Поскольку люди не могут вернуться в Эдем самостоятельно, не умерев, Бог предлагает другой путь, указывающий на окончательное решение. Когда Бог ведёт израильтян на гору Синай, Он даёт указания относительно передвижного шатра собрания или скинии, где Бог приносит Свой “Эдем” Своему народу. Позже в Иерусалиме будет храм, где Бог милостиво делает то же самое. И, наконец, Господь максимально приблизит Его бесконечную жизнь, став человеком в Иисусе из Назарета.
Каждый из этих шагов говорит о том, что Бог не заинтересован в отказе от своего партнёрства с человечеством. Скорее, Бог присоединяется к нам в пыли, показывая нам, что истинная жизнь — это единство с Богом и что наша смерть — это временная трагедия, а не наш вечный конец.
Давайте теперь посмотрим, как ритуалы скинии и храма помогают нам лучше понять смерть Иисуса.
Сохранение жизни через смерть
По мере развития библейской истории люди учатся выживать за пределами сада, сражаясь с врагами, трудясь, чтобы земля приносила плоды, и страдая. Бог присоединяется к ним в этом пространстве, сначала помогая им создать передвижной шатёр, скинию, которую Он велит людям наполнить символами Эдема. Это Божий способ сказать: “Ты находишься за пределами сада, где Я живу, но Я люблю тебя, поэтому сейчас Я прихожу туда, где ты живёшь, чтобы ты мог ощутить маленькие вкусы эдемской жизни и, в конце концов, вернуться в то место, для которого Я тебя создал”.
Как и сад, скиния – это зона, свободная от смерти. Когда читаешь законы, связанные со строительством, содержанием и ритуальным богослужением скинии (см. Исх. 25-28), становится понятно, что в палатку запрещено вносить всё, что связано со смертью. Скиния, наполненная изображениями гранатов, оливковых деревьев, миндаля и всевозможных питательных и красивых садовых растений, также имеет вышитые изображения херувимов на занавесках, которые загораживают вход в её самое святое пространство. Если бы вы стояли у входа во двор скинии, вы бы увидели херувимов по обе стороны и огонь жертвенника между ними. Это напоминает херувимов и пламенный меч у ворот Эдема. Всё это сделано для того, чтобы показать, что вход в это пространство, где обитает Бог, подобен возвращению в Эдем.
Но помните о парадоксе. История Эдема ясно показала, что любой, кто вернётся в жизнь Эдема, умрёт от этого огненного ангельского меча. Так как же люди могут воссоединиться с присутствием Бога, если они мертвы? А если они мертвы, как они вообще могут что-то сделать?
Здесь мы получаем представление о тайне милосердия, которая подробно рассматривается в Левит, главы 16-17. Бог примет жизнь непорочного представителя, который отдаст свою жизнь «за» другого. В жертвенном ритуале безупречное (то есть «непорочное») животное предлагает свою жизнь как представитель жизни менее непорочного человека, который не может вернуться к Богу, не умерев. Животное умирает прямо за пределами священного шатра, позволяя человеческому священнику нести его жизненную кровь и «пройти» через опасную границу херувимов и пылающего меча в символический Эдем. Там жизнь непорочного животного может взывать к милости Божией от имени другого, и Бог ответит соответственно. Животное умирает за человека, от имени человека и вместо человека, позволяя человеку пройти «сквозь» смерть и воссоединиться с Богом.
Крайне важно понимать, что люди не приходят к Богу, просто надеясь, что Бог проявит милость из-за жертвы. Скорее, Бог устанавливает весь этот процесс. В Левит 17:11 Бог говорит: «Я дал тебе кровь жизни на жертвеннике». Когда люди отдают жизни этих животных Богу, они наблюдают, как священник отдаёт животное Богу, который затем принимает его.
Посредством всех этих указаний о приношениях животных Бог показывает людям, как настоящая смерть наступает в результате их выбора, противоречащего воле Бога. Они переживают ощутимые и кровавые последствия. Но они также видят, как Бог хочет сохранить человеческую жизнь через смерть. Представитель человека проходит через пламя ради другого, отдавая и сохраняя жизнь. Как будто Бог создал такую смерть, которая в конечном итоге не уничтожает человека. Это смерть, которая побеждает смерть.
За пределами святых пространств и жертвоприношений
Позже в этой истории, когда Израиль наконец поселится на своей земле, та же самая основная операция продолжается в храме. Там Святая Святых по-прежнему охраняет завеса, на которой вышиты изображения двух херувимов от ворот Эдема, а жертвенник (пылающий меч) по-прежнему занимает центральное место.
Сначала в саду, затем в скинии и здесь, в храме, никто не может пройти сквозь блокаду херувимов и попасть в место Божьего присутствия, потому что, подобно первым людям, все мы были развращены смертью, решив доверять своей собственной мудрости больше, чем Божьей. Символ двойного херувима напоминает нам о том, что все мы находимся за пределами сада, оторваны от Бога и возвращаемся к Адаму — праху. Но символ жертвоприношения животных для входа в его жилище, похожее на сад, говорит о том, что даже смерть не может помешать Божьей воле воссоединиться с человечеством и восстановить бесконечную жизнь для человечества. Он слишком сильно любит нас, чтобы бросить.
Проходят столетия, наполненные ритуальными жертвоприношениями, и, хотя подношения и религиозные обряды учат людей и дают им руководство, они также не способны изменить реальность или решить проблему. Люди продолжают переживать войны, болезни и кладбища.
Реальность жизни за пределами сада тяжела и порождает глубокое стремление — обнадеживающее ожидание — того, что в какой-то момент Бог полностью положит конец разложению и смерти.
Это возвращает нас к смерти Иисуса на кресте.
Почему Иисус умер за нас?
Первые строки Евангелия от Иоанна представляют собой космический поворот сюжета. Бесконечный Бог-Творец вселенной – неизменный, непостижимый, непобедимый – смиренно присоединяется к нам в нашем испорченном и умирающем состоянии за пределами сада.
Нам сказано, что Бог «обитает», или устраивает Своё жилище среди нас, становясь человеком и присоединяясь к нам за пределами Эдема (Иоанна 1:14). Выбирая быть с нами, Бог также выбирает испытать смерть. В этом смысле Иисус умирает, потому что мы умираем. Вот почему Иисус умер на кресте.
Ранняя предыстория еврейской Библии в первых главах Бытие показывает нам, что воссоединение с Богом и возвращение в бесконечную садовую жизнь требует настоящей смерти (вспомним символы херувимов и пылающего меча). И помните, что смертельное возвращение в сад – это отказ от наших собственных определений добра и зла, которые ведут нас к смерти. Через приношения животных в скинии и храмовые ритуалы Бог сообщает Своему народу, что намерен воссоединиться с ними и сохранить их жизни даже через смерть.
Теперь Бог становится истинным Человеком и переживает ту же самую смерть. Апостол Павел говорит во 2 Коринфянам 5:21, что Иисус был «сделан грехом за нас», хотя Он «не знал греха». Иисус принимает на себя боль и смерть развращённой плоти, которую разделяет всё человечество, хотя Он никогда не знал и не выбирал грех. Здесь мы узнаем о значении креста. Это Бог, отдающий Свою человеческую жизнь с любовью за нас – ради нас и для нашего блага.
Во Христе Бог встречает нас за пределами сада и через смерть проходит смертоносную границу меча херувимов, охраняющую путь обратно внутрь. Во время распятия Иисуса в Иерусалиме, сразу после Его смерти, путь в Святое Святых охраняет вышитая херувимами завеса храма. Она разрывается пополам, сверху донизу. Доступ к Божьему присутствию восстановлен! В этом смысле Иисус умирает, чтобы открыть человечеству путь к возвращению к Богу (см. Иоанна 10:9–10, 17:20–23).
И когда Иисус воскресает обратно к жизни как тот же человек, он раскрывает хорошо сокрытую тайну смерти. Мы (разумно) предположили, что смерть знаменует окончательный конец человеческой жизни, но воскресение Иисуса говорит об обратном. Воскресение Иисуса означает, что мы Его настоящие братья и сестры и однажды присоединимся к Нему в жизни воскресения. Его смерть и воскресение одновременно кричат: «Безжизненный конец, которого вы боитесь, нереален! Пусть любовь к Божьему продолжающемуся образу жизни заменит ваш страх смерти!»
Страх смерти — это ещё одна коварная ложь, которая заставляет нас копить ресурсы вместо того, чтобы жить щедро. Страх смерти обманывает нас, заставляя сражаться с соседями и делать мечи для убийства врагов. Мы все живём за пределами сада, и наполненный страхом инстинкт защитить себя любой ценой вплетен в нашу ДНК. Это неизбежно. Если только настоящий Человек не сможет показать нам, что смерть временна, а не окончательна. Ещё одна причина смерти Иисуса – показать именно это. И если мы обратим на Него внимание, Его любовь медленно, но верно вытеснит всякий страх смерти.
Мы можем начать прощать и любить вместо того, чтобы ненавидеть и осуждать. Мы начинаем благословлять, а не проклинать – перековывать свои жестокие мечи в плодотворные садовые инструменты (см. Исаия 2:1-4). Иисус показывает нам, что смерть жестоко трагична, но это ещё не конец. Наша жизнь становится сильнее и ярче, когда мы проводим её свободно, изучая Его постоянный, любящий, садовый образ жизни вместе с другими.
Заключение
Так много мыслей и вопросов о смерти Иисуса на кресте всё ещё остаются в памяти. Но какие бы ответы или теории мы ни исследовали, мы можем помнить, что Иисус умирает за нас разными способами. На протяжении всей библейской истории развивается множество переплетающихся, тонких и красивых объяснений, и мы можем вспомнить из предыстории еврейской Библии и истории Иисуса в Новом Завете, что Иисус умер за нас из-за своей бессмертной любви.
«Свою любовь к нам Бог показывает, — говорит апостол Павел, — тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим. 5:8). Божья любовь наиболее полно раскрывается в смерти Иисуса, когда сам Бог входит в наш мир смерти и праха, чтобы в Нём мы могли продолжать жить сквозь смерть и вернуться к бесконечной, доброй жизни с Богом.
Все это и многое другое имеет в виду Павел, когда говорит: «Христос умер за грехи наши, согласно Писанию». Иисус умер за нас, потому что Он любит нас.