Каин и Авель — два подхода к Богу. Эта библейская история известна всем — и верующим, и неверующим. Однако смысл её мало кому понятен. Попробуем разобраться по порядку:
- Кто такие Каин и Авель?
- В чём преимущество одного и недостаток другого?
- Каков результат их жизни?
- Какой урок можно вынести из этой истории?
(Быт 4:1-2) Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. Авель был пастырь овец, а Каин был земледелец.
Значит, Каин был первенец.
И был Авель пастырь овец, а Каин земледелец.
Итак, старший брат Каин был земледелец. Надо помнить о том, что земля была проклята Богом, когда Адам согрешил.
(Быт 3:17-18) Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою.
Поэтому на Иисусе Христе был терновый венец. Он искупил нас от проклятия.
Приношение Каина
Спустя время, Каин принёс от плодов земли дар Господу. Не стоило приносить Богу от того, что Он проклял. Как видно из контекста, Господь уже научил Адама и Еву о жертве с пролитием крови. Без пролития крови нет прощения грехов.
(Евр 9:22) Да и всё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
Когда Адам и Ева согрешили, они одели на себя одежду из смоковных листьев. Никакой крови. А что сделал Бог? Он одел их в кожаные одежды. Было убито животное, пролилась кровь.
Почему одежда Адама и Евы была несовершенной?
Потому что они одели на себя её сами. Каждый раз, когда человек пытается обеспечить себя сам, это никогда не бывает совершенным. Но когда Бог одел в одежды кожаные, этого было больше, чем достаточно. И для того, чтобы добыть одежду, необходимо было убить животное. Бог был первый, кто это сделал. Была пролита невинная кровь за виновных.
Итак, Каин принёс дар от проклятой земли. Он действует так, как будто нет никакого проклятия, нет никакого греха.
Приношение Авеля
(Быт 4:4) И Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его.
У Бога нет лицеприятия. И если правильно подойти, то Бог почтит наше приношение. Весь вопрос не в личности приносящего, вопрос в том, что это за приношение.
Один принёс то, что Бог проклял. Никакой крови, только плоды. Другой принёс жертву агнца. Была пролита кровь. Значит Авель признавал, что он грешник. Жертву принесли оба брата. Тут не сказано, какой у них был характер. Но оба были грешники. Почему? Потому что отец их согрешил. Зачастую мы склонны думать, что Авель был хороший, а Каин злой. Но в Библии об этом ничего не сказано.
Предмет обсуждения не их личности, а что они принесли Богу. Один принёс произведения земли, надеясь, что Бог примет его с грехами. Второй принёс жертву с пролитием крови. И Бог принял его дар, а значит его самого. Сегодня мы знаем, что Иисус принёс себя в жертву за нас. Значит, мы приняты и благословлены в своём приношении. Когда мы принимаем Иисуса, как своего Спасителя, Бог объявляет нас праведными.
(Быт 4:5) А на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его.
Почему Бог не принял Каина
Как Бог может принять грехи? И Господь проговорил именно Каину, когда тот расстроился.
(Быт 4:6) И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
Это и есть проявление милости Бога. Он заговорил с разгневанным человеком. Кто сказал, что Бог не говорит с нами, когда мы в гневе?
(Быт 4:7) Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
«Делаешь доброе» — перевод Септуагинта, значит, правильно приносишь жертву. Если приносишь жертву правильно, то будешь принят. Если не делаешь доброе (не приносишь жертву правильно), то у дверей грех лежит.
Пока что никакого убийства. Бог увещевает расстроенного, огорчённого человека, говорит с ним как отец. А ведь Каин разгневан не только на Авеля, но и на Бога.
Мы проявляем невежество, когда думаем, что Бог нас примет за наши добрые дела.
«Грех лежит у дверей, но ты господствуй над ним». Звучит так, что грех — это личность.
Грех здесь также означает, как «жертва за грех» (на иврите «грех» и «жертва за грех» переводится одинаково). Бог говорит так: «Каин, не злись, ты принёс жертву за грех. Она совсем рядом, у дверей. Она ждёт, когда ты принесёшь её, но ты господствуй над ней (ты выбираешь, что принести)».
Каин убивает Авеля
(Быт 4:8) И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдём в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. (Это было первое убийство).
И сказал Господь Каину: «Где Авель, брат твой?».
Каин сказал: «Разве я сторож брату моему?».
(Быт 4:10) И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли.
О чём кровь вопиёт? О мести. Когда кровь взывает, Бог откликается. Каков был отклик?
(Быт 4:11) И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей.
Бог отвечает немедленно. Ответ Бога не только немедленный, но также и неотвратимый.
Благая весть
Несмотря на проклятье, на землю пришёл Иисус — настолько возлюбил Бог мир. Бог давал людям все виды благословений. Но из всех благословений одно было такое, о котором на небесах знали, что оно превыше всех благословений. И из всех даров, самый драгоценный дар — это Иисус Христос. Библия говорит, что Бог так возлюбил нас, что дал благословение, которое превыше всех благословений. Апостол Павел сказал, что если Бог не пощадил собственного Сына, то как вместе с Ним не дарует нам и всего.
(Евр 12:24) И к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
Кровь Иисуса говорит:
- о прощении;
- о благодати;
- об исцелении;
- об искуплении.
Итак, в момент, когда пролилась кровь Авеля, суд был немедленным. Также и в момент, когда пролилась Кровь Иисуса, немедленно пришло прощение. Бог больше не вменяет верующим людям их грехи.
Вот почему, когда Иисус ходил по земле, Он исцелял больных, очищал прокажённых, умножал хлеб и рыбу. Были добрые дела, которые Иисус делал. Но при этом завеса в храме оставалась нетронутой. Все чудеса не разорвали завесу. Только когда Он умер, пролилась Его Кровь, Бог незамедлительно разорвал завесу в храме для того, чтобы люди могли приходить к Богу. Ведь та самая Кровь, которая разорвала завесу, удаляет все грехи.
Каин и Авель: два подхода к Богу
Люди отвергают Божью милость. Однако Божий ответ о милости, о прощении всё также отвергается миром. Путь Каина и путь Авеля — это два подхода к Богу. Люди предпочитают путь Каина. Мы каждый день видим в мире подобный путь. Даже многие христиане позволили, чтобы этот подход проник в Церкви.
(Иуд 1:11) Горе им, потому что идут путём Каиновым.
Путь Каина — полагаться на свои силы. Но это ложный подход к Богу.
Такие люди верят, что Бог примет их за их усилия. Бог не может занять место принимающего. Бог всегда занимает позицию благословляющего. Благословляющий выше благословляемого. Но человеческий подход — желание видеть Бога принимающим.
(Рим 11:35-36) Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Кто первый что-то дал Богу? Нам надо остерегаться плотских усилий в попытках сделать Бога принимающим. Да, Бог принимает наше поклонение. Но надо понимать, что сначала мы принимаем от Него.
(1Пар 29:12-14) И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все. И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое. Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе.
В отношении с Богом человек всегда принимающая сторона.
Мы принимаем, а потом отдаём.
(1Ин 3:10-12) Дети Божьи и дети дьявола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога......не так как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.
Но что такое праведные дела и что такое злые дела? Праведные дела, это не что иное, как правильно приносить жертву. Необходимо смотреть на Иисуса, правильно веровать. Вот что значит практиковать праведность. Христос — это единственный путь. Он наша праведность, наше искупление.
Итак, Каин и Авель, проклятье и благословение — это два пути, два подхода к Богу. Каин со своими делами получил проклятие. Авель с жертвенным агнцем был принят Богом. Если мы приняли жертву Иисуса Христа верой, то и Бог принял нас, а значит и дарует нам все благословения.