Чем отличается Евангелие от Иоанна от других Евангелий? Божественной личностью Иисуса Христа.
«И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.» (Ин 1:16-18)
Благодать и истина во Христе
Евангелие от Иоанна отличается от остальных трёх своей глубиной откровения о Божественной личности Христа. Именно такое откровение необходимо верующим христианам для правильной жизни верой! Большая часть написанного в этом Евангелии показывает нам о том, что Иисус говорил о Своей личности и какие знамения подтверждали Его Божественное естество. В самом начале Евангелия Иоанн написал нам, что от полноты Иисуса Христа Бога мы приняли благодать, которая постоянно обновляется. Чтобы это увидеть, нужно обратиться к греческому тексту: «ὅτι ἐκ τοῦ πληρώματος αὐτοῦ ἡμεῖς πάντες ἐλάβομεν καὶ χάριν ἀντὶ χάριτος· ὅτι ὁ νόμος διὰ Μωϋσέως ἐδόθη, ἡ χάρις καὶ ἡ ἀλήθεια διὰ Ἰησοῦ Χριστοῦ ἐγένετο. θεὸν οὐδεὶς ἑώρακεν πώποτε· μονογενὴς θεὸς ὁ ὢν εἰς τὸν κόλπον τοῦ πατρὸς ἐκεῖνος ἐξηγήσατο.» (John 1:16-18)
Во-первых, Евангелие от Иоанна утверждает, что Иисус Христос — это Бог. Там, где в синодальном переводе написано: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил», в греческом переводе: «единородный Бог Сущий в лоне Отца Тот рассказал (разъяснил)». Словосочетание «μονογενής θεός» — «моногенэс Феос», переводится, как «единородный Бог».
Дух Святой, через апостола Иоанна, явно называет Иисуса Богом внутри Отца. Это утверждение открывает нам Божественную природу Христа — Он Бог, Который существовал всегда вместе с Отцом. И в назначенное время родился как Человек, чтобы совершить миссию искупления.
Почему это так важно для нашей веры? Потому, что искупить нас от греха мог только Бог. И чтобы сделать это в согласии с законом, Христу нужно было стать Человеком: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти.» (Рим 8:3)
Что означает «Единородный»
Никакой человек, даже самый праведный и святой, не мог бы осудить грех, чтобы потом этот грех распять в своём теле для искупления других. Своей смертью мы можем заплатить только за собственный грех. За грехи всех людей мог заплатить только Сам Бог.
Евангелие от Иоанна 1:17
Далее, Евангелие от Иоанна утверждает, что закон был дан через Моисея, а благодать и истина родились от Иисуса Христа. Именно родились. Слово, переведённое как произошли, на греческом это: «γίνομαι — гиномаи». Имеет значение происхождения по рождению. Благодать и истина буквально родились от Христа. И стали плодом Его земного служения искупления. Ничего подобного не сказано о законе Моисея. Напротив, о законе написано, что он был дан на время, пока не придёт Искупитель Христос: «В чем же тогда назначение Закона? Закон был добавлен позже из-за людских грехов и действовал до тех пор, пока не пришел Потомок, к Которому относится обещание. Закон был дан через ангелов, рукой посредника.» (Гал 3:19, НРП)
Для чего был дан закон Моисея
Закон был дан Израилю, чтобы отделить его от остальных народов и сохранить от греховного разложения до прихода Христа. Нам важно понимать, что закон не исправлял, а устанавливал внешние правила и предупреждал о наказании за непослушание. Многие в церкви продолжают проповедовать закон. Но если бы закон и соблюдение правил могли спасать, то Иисусу Христу незачем было бы приходить.
Иисус подчинил себе законы природы
Служение Иисуса сопровождалось чудесами, которые нарушали известные нам законы природы:
- Прежде всего, Иисус родился без участия мужчины.
- Он ходил по воде, причём в бурю.
- Он останавливал бурю одним словом.
- Иисус превращал воду в вино.
- Он сверхъестественно умножал количество пищи.
- Слепым от рождения Иисус давал зрение, а хромым — новые ноги.
- Иисус исцелял парализованных и прокаженных только словом.
- Господь воскресил Лазаря, который был в гробу уже четыре дня.
Никакие законы не способны остановить Божью благодать.
Благодать — превосходней закона!
Поэтому, вы сами выбираете: жить по правилам в рамках закона или верой по благодати.
Учитывая вечную Божественную природу Иисуса, можно сделать вывод, что и благодать, и истина существовали всегда. Благодать и истина были прежде закона Моисея. Закон же стал вынужденным ответом Бога на греховное развращение этого мира. Хотя, даже после данного Богом закона Моисея, в котором записаны все наказания за непослушание, для Израиля продолжала действовать благодать Божья.
Проявлялась эта благодать над крышкой Ковчега Завета, когда первосвященник кропил кровью жертвы за грех: «Над ковчегом находились изваяния херувимов — символ славы, они простирали свои крылья над крышкой, называемой «местом искупления». Но сейчас мы не будем говорить об этом подробно.» (Евр 9:5, НРП)
В этом ежегодном очищении от греха и незаслуженном прощении Израиля, было символическое указание на будущую жертву в крови Иисуса Христа. И если бы таким образом Бог не проявлял им Свою благодать, то по закону Израильский народ давно бы погиб за свою непокорность.
И третье — от полноты Иисуса Христа мы приняли постоянно обновляемую благодать.
Полнота Иисуса означает полноту Бога в Его Человеческом теле: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2:9)
А обновляемая благодать как раз и исходит от Божественной природы Христа.
Благодать на благодать
Словосочетание «благодать на благодать», на греческом звучит: «χάριν ἀντὶ χάριτος·». Буквально, это означает: «благодать взамен благодати».
В Иисусе Христе мы имеем неисчерпаемый источник Божьей благодати.
Благодати Иисуса Христа более чем достаточно, чтобы покрывать всё: наши грехи, недостатки и непослушание. И Бог нам даровал Свою благодать не для того, чтобы мы произвольно грешили. А чтобы у нас, до самого возвращения Христа, был шанс на исправление. Это вселяет в моё сердце вечную надежду на Бога! Потому что закон Моисея шанса на исправление не давал и дать не может.
В этом и повествует Евангелие от Иоанна. И каждый новый день Божья благодать приходит взамен благодати дня прошедшего. А если бы не так, то по закону нам пришлось бы нести на себе вину и проклятие за каждый проступок и согрешение.
Именно поэтому Бог дал нам во Христе не правила и ограничения, а благодать жить верой в истину.