Что приходит вам на ум, когда вы слышите фразу «Богоизбранный народ»? Кто такие избранные Богом люди? Если вы читали историю еврейской Библии (или Ветхого Завета), вы знаете, что она рассказывает историю взаимодействия Бога с одним конкретным народом, Израилем.
Еврейские Писания полны слов об особом статусе Израиля как избранного Богом народа. Например, когда израильтяне собираются войти в Землю Обетованную, Моисей объявляет им:
«Ибо ты (Израиль) народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле». (Второзаконие 7:6).
Позже, когда Яхве ставит Давида царём, Давид отражает особые отношения Яхве с народом Израиля, рассказывая об их спасении из рабства.
«И кто подобен твоему народу Израилю — единственному народу на земле, который Бог вышел искупить как народ для Себя… изгнав народы и их богов от народа твоего, которого ты искупил из Египта? Ты сделал народ Твой Израиль Своим навеки, и Ты, Господь, стал их Богом» (2 Царств 7:23-24).
Очевидно, что Израиль — это избранные Богом люди в Ветхом Завете, но это вызывает ряд вопросов. Предпочитает ли Бог Израиль другим народам? Иисус распространяет свою любовь на все народы в Новом Завете. Означает ли это, что между Иисусом и Богом в Ветхом Завете существует противоречие? Или Божья любовь ко всем народам — это всего лишь план Б?
Я считаю, что все эти проблемы можно решить, ответив всего на один вопрос: для чего был выбран Израиль, и тогда мы поймём, кто такие избранные Богом люди.
Давайте вспомним этот вопрос, рассматривая несколько ключевых моментов, когда Бог избирает Израиль в библейской истории.
Бог выбирает семью Авраама
Во-первых, давайте посмотрим на историю о том, как Бог избрал семью Авраама (Бытие 12:1-3).
Бог говорит Аврааму, что сделает из него целый народ, который будет процветать, расти, иметь хорошую репутацию и находиться в безопасности (Бытие 12:2-3).
Эта семья позже становится нацией Израиля. Но остановимся на минутку и спросим себя: говорит ли автор, для какой цели Бог избрал семью Авраама? Ответ – да! Последняя строка Божьего благословения Аврааму гласит: «И благословятся через тебя все племена на земле» (Бытие 12:3).
Бог избирает именно эту семью, чтобы она была средством Его благословения для всех племён. Продолжая историю, давайте искать закономерность. Избирает ли Бог неоднократно одного ради блага многих? Если это так, то мы можем заключить, что автор хочет, чтобы мы это увидели.
Бог выбирает народ Израиля
После того, как Бог спасает свой народ из Египта, он ведёт его на гору Синай, чтобы установить с ним заветное партнёрство. Бог снова называет Израиль Своим избранным народом.
«Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля» (Исход 19:5).
Уже в следующем предложении Бог раскрывает, почему Он выбрал Израиль. Он говорит: «Хотя вся земля принадлежит Мне, ты будешь у Меня царством священников и народом святым» (Исход 19:5-6).
Задумайтесь над этой важной фразой: «Царство священников». Роль священника – посредничать или восстанавливать отношения между двумя сторонами. В этом примере, кто являются двумя сторонами? Единственные другие персонажи истории на данный момент — это Яхве и народы. Итак, роль Израиля – примирить все народы с Яхве. Опять же, Бог избирает одного из многих, чтобы многие были благословлены.
Но как они это сделают? Другими словами, что значит быть святым народом (Исход 19:6)? Израиль призван верно представлять Бога тем, как они живут как сообщество любви, справедливости и поклонения только Яхве. В этом весь закон.
Израиль выбран для определённой цели. Они призваны показать всем народам, кем является Яхве, чтобы все познали единого истинного Бога и поклонялись ему. Спасение народов не было планом Б. Это была Божья миссия с самого начала.
Израиль находится в идеальном положении, чтобы открыть Бога народам. Они увидели и испытали на себе силу и спасение Яхве. Однако Божий народ постоянно терпит неудачу в выполнении своей задачи, поклоняясь другим богам и участвуя в несправедливости и угнетении (например, Исход 32, Исайя 1-3).
Иисус как Избранный
А кто же такие избранные Богом люди? Пророк Исайя объявляет, что Бог воздвигнет одного человека из многих – избранного Мессию – который выполнит эту роль открытия Яхве миру. Этот Мессия будет «светом для народов» (Исаия 42:6) и “спасение даже до края земли” (Исайя 49:6).
Когда Иисус выходит на сцену, он утверждает, что является этим избранным, называя себя «светом мира» (Иоанна 8:12) и поручил своим последователям распространять благую весть о Его воскресении из мёртвых «до концов земли» (Деяния 1:8).
Избранные Богом люди
Бог выбирает Израиль и, в конечном итоге, Иисуса, и это приводит к полной противоположности: Бог отдаёт предпочтение одной группе и исключает все остальные. Вместо этого Бог разрабатывает свой план, чтобы распространить Свою любовь на весь мир через одну группу или отдельного человека.
Мы можем видеть это в служении Иисуса и его последователей. Например, одной из первых последователей Иисуса была самаритянка, не еврейка, которая не принадлежала к избранному народу Израиля (Иоанна 4).
Иисус приглашает её к разговору и открывает ей, что он — Мессия, которого она и её народ ждали. Затем эта женщина приглашает многих других принять участие в истории Иисуса (Иоана 4:39-42)
Новый Завет содержит много других историй об Иисусе и его последователях, которые приглашали всех людей (например, Матф. 8:8-12, Матф. 8:28-34, Матф. 15:24-28, Луки 17: 11-19).
Вот почему Пётр, когда он пишет своё письмо смешанной группе последователей Иисуса, применяет к ним язык избранного народа, называя их «народом избранным, царственным священством, народом святым, особым достоянием Божиим» (1 Петра 2:9)
Он говорит, что любому из тех, кто получил милость от Бога, теперь предстоит особая роль «провозглашать хвалу Тому, Кто призвал вас из тьмы в Свой чудесный свет». Когда мы присоединяемся к этим ранним последователям Иисуса и приглашаем других принять участие в истории Божьей любви ко всем людям, мы также живём, исходя из своей идентичности как избранных Богом людей – тех, чья особая цель всегда заключалась в том, чтобы распространить всеобъемлющую любовь Бога на многих.
Таким образом, избранные Богом люди, это те, кто принял Иисуса Христа как своего Спасителя.