Притча о богаче и нищем Лазаре

Притча о богаче и Лазаре Ответы на вопросы

Какой смысл несёт в себе притча о богаче и нищем Лазаре?

(Лук 16:19) Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

Многие считают, что эта притча открывает завесу того, что происходит с человеком после смерти. Так и есть, если прочитать ее буквально, то создается такое впечатление.

О чем притча о богаче и нищем Лазаре?

Лоно Авраамово
Богач и нищий Лазарь

Некоторые утверждают, что эта история не является притчей. И действительно, начинается она не как притча.

Также надо сказать, что многие другие притчи Иисуса не начинаются как притча.

(Лук 16: 1) Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его...

Иофам рассказывает притчу о деревьях, которые решили выбрать для себя царя.

(Суд 9:8) Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами. Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чевствуют богов и людей, и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами. Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам?

Обе истории начинаются похожим образом. Несомненно, можно сказать, что это притчи. Любая притча является иносказанием. Это значит, что в ней есть элементы, которые не могут быть соотнесены к реальному миру.

Известно, что смоковница в Библии имеет образ самоправедности.

Пастор
Пастор
Комментарии или вопросы
Вопрос пастору
Почему вы считаете, что смоковница символизирует самоправедность?
Пастор
Бытие 3:7 Адам и Ева СШИЛИ СЕБЕ опоясания из смоковных листьев. Бог не принял их одеяния. Он дал им одежды кожаные. Это праведность Иисуса Христа. Так и сегодня, многие ходят в смоковных листьях самоправедности, а праведность Божью не принимают.

Главная идея этой притчи в том, что деревья выбирают себе в цари терновник. Это растение, которое по сути дела не достойно быть царем. В этой притче Иофам хочет сказать Израильтянам, что они выбрали для себя царем Авимелеха, который по сути дела не достоин быть царем над ними.

Многие притчи построены подобным образом. В притче о богаче и Лазаре, тоже много нереальных элементов, деталей, которые не могут быть каким-то образом соотнесены с реальной жизнью.

Богач и нищий Лазарь

В реальной жизни бывает такое, чтобы человек блистательно мог пиршествовать.

(Лук 16:20-21) Был так же некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Богач представлен как очень богатый, а Лазарь как очень бедный. Эти два персонажа противопоставляются друг другу. На что еще нужно обратить внимание, это то, что много нереальных моментов появляется после смерти богача и Лазаря.

После смерти богач отнесен в ад, туда, где он мучается. А Лазарь на лоно Авраамово. И после смерти богач может свободно общаться с Лазарем и с Авраамом. И трудно представить, что после смерти праведники могут наблюдать то, как мучаются грешники. То есть этот элемент не является правдоподобным.

Притча о богаче и Лазаре

Так же просьба богача является не правдоподобной. Богач обращается к Аврааму с просьбой, чтобы тот послал Лазаря, а Лазарь омочил свой палец в воде и таким образом уталил жажду богача. Понятно, что несколько капель, которые Лазарь может принести на кончике своего пальца, не могут удалить жажду человека, который мучается в огне. Все это указывает на то, что история о богаче и Лазаре является притчей.

 Притча о жемчужине

В этой притче Царство Божие сравнивается с жемчужиной, которую находит купец. Главная идея притчи не в жемчуге, а в том, что царство небесное мы должны ценить и делать все, чтобы его приобрести. Если кто-то попытается понять эту притчу буквально, то это приведет его в никуда.

Например: кому мы должны заплатить за царство Божие?

Даже сама идея, что царство Божие можно купить, в корне является неверной.

 Смысл притчи о богаче и нищем Лазаре

Иисус Христос рассказывает притчу о неверном управителе. И после этого фарисеи и книжники, которые слышали эту притчу, начинают насмехаться над Иисусом.

(Лук 16:14) Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.

Комментарий!
Среди фарисеев бытовало такое мнение: если человек богат, это означало, что человек благословен Богом. И, соответственно, после своей смерти должен быть благословен. А если человек беден, то это признак проклятия.

(Лук 16:31) Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мертвых воскрес, не поверят»

Данная притча является в какой-то степени пророческой. Потому что, это же самое сбывается в жизни Иисуса Христа. Потом Иисус воскрешает Лазаря, но фарисеи не верят в Иисуса после этого. И более того, данная притча указывает на Голгофу и на смерть, и Воскресение Иисуса Христа. И после этого фарисеи не поверили в Него.

История о богаче и Лазаре является притчей и ее нельзя понимать буквально.

Почему же Иисус Христос использует эти образы, которые реально не отражают состояние умерших?

В первом веке нашей эры, в Палестине циркулировало большое количество сказаний и легенд, которые были очень похожи на притчу о богаче и Лазаре. Все они были заимствованы у окружающих языческих народов.

Египетское сказание о Са-Осирисе, похожую на притчу «о богаче и Лазаре»

Са-Осирис был магом и для того, чтобы победить другого мага он воплотился в двенадцатилетнего мальчика, сына бедняка. И вот сказание повествует о том, что однажды Са-Осирис со своим отцом был свидетелем похорон. Хоронили одного богача и одного бедняка. И когда хоронили богача, отец Са-Осириса воскликнул, что он хотел бы иметь подобную судьбу. Но Са-Осирис, зная об оборотной стороне, решил продемонстрировать ее своему отцу. И он берет его в потусторонний мир, где показывает судьбу богача и судьбу бедняка. Богач мучается, причем описывается это очень красочно. А бедняк стоит возле Са-Осириса. А Са-Осирис, согласно верованиям Египтян, был судьей всего человечества. Мы видим, что подобная история имеет ряд параллелей с притчей о богаче и Лазаре.

История, записанная Платоном

Герой Эр погиб в сражении. Его тело готовили к сожжению, но он воскресает. Но, в промежутке между своим воскресением, Эр побывал в потустороннем мире, где он видел суд над нечестивыми. Ему было сказано, чтобы он вернулся в мир живых и рассказал им о том, что видел.

Существование таких историй, как притча о богаче и нищем Лазаре, в греческом мире, и в египетском мире, вполне закономерно. Как Греки так и Египтяне верили в потустороннюю жизнь. Но таких верований не было среди Иудеев, потому что Ветхий Завет ничего не говорит о загробной жизни.

Со второго века до Рождества Христова, традиции и культура, проникают во все сферы жизни Палестины. Причем некоторые Евреи принимают это легко, другие же сопротивляются. Об этом можно прочитать в книгах Маккавеев. Вместе с традициями и культурой в иудаизм приходят так же и некоторые верования.

Во времена Иисуса это была общепринятая практика, когда раввины придумывали притчи — вымышленные истории, для того чтобы продемонстрировать какую-то истину.

Так же и Иисус использует вымышленную историю, для того чтобы продемонстрировать ту истину, которую Он хочет донести до слушающих Его фарисеев.

Притча о богаче и нищем Лазаре имеет смысл в том;

  • что богатство не гарантирует спасение.
  • что необходимо верить закону и пророкам, которые свидетельствуют об Иисусе Христе.

Слова Иисуса Христа имели свой культурный контекст. Очень часто проблема толкования Библии возникает тогда, когда мы этот текст до конца не понимаем. Более того, любую Библейскую историю необходимо рассматривать во свете всего Священного Писания и это убережет нас от ошибок.

Поделиться с друзьями
Анатолий
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Христиане веры Евангельской
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Почему вы считаете, что смоковница символизирует самоправедность?
Бытие 3:7 Адам и Ева СШИЛИ СЕБЕ опоясания из смоковных листьев. Бог не принял их одеяния. Он дал им одежды кожаные. Это праведность Иисуса Христа. Так и сегодня, многие ходят в смоковных листьях самоправедности, а праведность Божью не принимают.