Авраам и Мелхиседек: как таинственный царственный священник указывает на Иисуса? В 14-й главе Бытия Авраам встречает загадочную фигуру по имени Мелхиседек. Так кто же на самом деле этот загадочный человек?
Когда Авраам возвращается с победой из рискованной битвы, он проходит мимо города Салима, и ему навстречу вышел царь. Нам говорят, что этот царь также является священником, который служит тому же Богу, что и Авраам.
Нам не сказано, почему он поклоняется Богу Авраама. Он даже не израильтянин! Нам не говорят о его семейном происхождении. Об этом загадочном короле-жреце нам рассказывают совсем немного. Когда мы впервые знакомимся с этим персонажем в книге Бытия, нам дана лишь краткая история.
Хотя Мелхиседек является предметом многочисленных спекуляций, эта загадочная историческая фигура и его царственное священство служат образцом для Иисуса.
Кто такой Мелхиседек в Библии?
Давайте посмотрим поближе. Мелхиседек упоминается только дважды во всей еврейской Библии (Бытие 14:17-20 и Псалом 109:4).
Он правит Салимом (буквально по-еврейски Шалем), который позже в еврейской Библии идентифицируется как Иерусалим (см. Псалом 75:2-3, где «Шатёр Божий находится в Салиме, жилище Его — в Сионе»).
Мелхиседек — первый явный царский священник в книге Бытия. Подразумеваются роли Адама и Евы как царственных священников, но Мелхиседек явно назван царственным священником. И что удивительно, нам не сказано, что он из рода Сифа, Ноя и Сима. Что мы действительно знаем, так это то, что Мелхиседек — хананеянин, который каким-то образом знает Яхве. Как «священник Бога Всевышнего» (Бытие 14:18, еврейское, «Эль-Элион») он служит тому, кого Авраам признает «Господом, Богом Всевышним, Создателем неба и земли» (14:22).
Считается, что он был подлинным священником Бога Израиля, но до того, как Израиль когда-либо существовал, и до того, как Яхве был известен под этим именем (Исход 3:12-15).
Совсем не сбивает с толку, правда?
Авраам и Мелхиседек, царь Салима
Так что же происходит во время встречи Авраама и Мелхиседека в 14-й главе Бытия?
Когда Авраам проходит мимо города Салима, Мелхиседек выходит ему навстречу, приветствуя Авраама хлебом и вином и благословением. Мелхиседек произносит благословение Аврааму от имени Эль-Элиона, Создателя/Владыки неба и земли. Его благословение является признанием особых отношений Авраама с Богом, напоминая Божье обещание Аврааму в Бытие 12:1-3, что все семьи земли найдут в нём благословение.
Взамен Авраам благословляет Мелхиседека, платя ему десятину, одну десятую того, что он имеет (Бытие 14:20).
Тогда у нас остаётся ожидание, что Мелхиседек и город, которым он управляет, когда-нибудь в будущем испытают Божье благословение.
Хотя в повествовании есть много пробелов, Мелхиседек представлен здесь, чтобы показать, что Авраам встретился с Яхве через царского священника в Иерусалиме задолго до времён Левитского священства и задолго до времён Давида. И эта встреча устанавливает категорию царского священства в Иерусалиме, которая будет развиваться дальше на протяжении всей библейской истории.
Мелхиседек и Мессия
Мы больше не слышим о Мелхиседеке в Библии до Псалма 109. Псалом 109 приписывается Давиду, и в этом псалме Давид говорит о ком-то ещё, кто получил заветную клятву Яхве — о ком-то, кого Давид называет «господином», обычное слово при обращении к царю. Мы можем заключить, что Давид говорит о своём будущем семени, которое получит мессианское наследие, на основании 2 Царств 7.
В этой истории Бог обещает Давиду, что это семя (см. Бытие 3:15) произойдёт из его линии царских потомков, что царский потомок Давида построит дом Господу, и что Бог установит этого потомка над Его царством (2 Царств 7:12-13). (1 Паралипоменон 17:14).
Бог будет отцом этого семени (2Цар. 7:14), поэтому мы можем заключить, что Сын Божий будет править царством, которое будет длиться вечно (7:16).
Псалмопевец изображает это семя как воина-победителя, господствующего над своими врагами (Псалом 109:1).
Но, как ни странно, псалмопевец объявляет, что этот царь также будет священником – не из ожидаемой линии Аарона, а священником «по чину Мелхиседека». И псалмопевец утверждает, что его царственное священство будет длиться вечно.
Псалом 109 рисует ясный портрет этого обещанного семени, Мессии, который будет царственным священником, обладающим вечным царством и вечным священством.
Мелхиседек и Иисус
Когда мы переходим к Новому Завету, автор Послания к Евреям заявляет, что Иисус — верховный царь и первосвященник. Иисус восседает на троне и вечно правит как царь (Евреям 1:3, 1:13). (2Царств 7:16).
А его священство? Иисуса сравнивают со священниками Израиля из рода Аарона (Евреям 5-7).
Эти священники представляли Израиль перед Богом и приносили жертвы, чтобы искупить грехи народа. Однако те же самые священники сами были морально ущербны и должны были приносить жертвы за свои грехи, а также за грехи других. Это было несовершенное священство, и нужно было что-то лучшее.
Иисус был тем необходимым священником – тем, кто заменил временное левитское священство вечным. Иисус не происходил из рода Аарона. Вместо этого он был священником в ордене Мелхиседека, таинственного царя-священника древнего Иерусалима. Иисус «не прославился, став первосвященником», но был назначен Богом «священником навеки по чину Мелхиседека» (Евреям 5:5-6). (Псалом 109:4).
Помните, что Мелхиседек представлен без генеалогии и без ссылки на его рождение или смерть (Евреям 7:3).
Это ключевой момент. В древнем мире легитимность священства человека зависела от его генеалогии. Отсутствие автором генеалогии Мелхиседека подразумевает, что Мелхиседек получил своё священство не из-за своего происхождения. Скорее, он был буквально «сделан похожим на (греч.: aphomoiomenos ) на Сына Божьего, в том смысле, что он навсегда останется священником».
Священство Иисуса не определяется его происхождением. И Иисус сохраняет своё священство навсегда, потому что «Он пребудет вовек» (Евреям 7:11-28). (Псалом 109:4). Поскольку не упоминается ни генеалогическое наследие Мелхиседека, ни его смерть, мы можем представить, что он вечно действовал как священник по образцу Иисуса.
Как обещанный царственный царь-священник, Иисус вошёл в вечное священство посредством своего вознесения и восшествия на небесный престол (Псалом 109:4). (Евреям 8:1-2, 9:11-12). А Его вечное священство даёт «лучшую надежду, через которую мы приближаемся к Богу», поскольку «Он всегда жив, чтобы ходатайствовать» за тех, кто приближается к Богу через Него (Евреям 7:19, 7:25).
Иисус, наш царственный священник
Как воскресший Царь, Иисус в настоящее время правит как великий Первосвященник (Евреям 8:1).
Поскольку Иисус будет вечно оставаться Первосвященником, Он способен навсегда избавить тех, кто приближается к Богу через Него (Евреям 7:24-25).
Обратите внимание на полную и далеко идущую природу слова «навсегда»! Иисус способен полностью спасти всех, кто имеет отношение к Богу через Него.
И как вечный священник Иисус всегда готов ходатайствовать за Свой народ. Это лучшая надежда, через которую мы приближаемся к Богу (Евреям 7:19).
Последователи Иисуса могут смело приближаться к престолу благодати благодаря вечному священству Иисуса. Мы можем обратиться к Иисусу за помощью в каждом аспекте и моменте нашей жизни.
В любое время года, в любом возрасте, в каждом славном взлёте и мучительном падении мы можем просить Иисуса о милости и найти благодать, чтобы помочь в трудные времена. Потому что Иисус вечно правит как царственный священник-царь, который всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас (Римлянам 8:34).
Это вторая часть. Начало ЗДЕСЬ!