Добро и зло: кто побеждает в Библии и в жизни? «И сия есть победа, вера наша». Самое главное в жизни — это познавать Бога.
(Ос 4:6) Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения.
Ведение — знание.
Пророк Осия имеет ввиду не просто какие-то абстрактные или научные знания, а как раз имеет ввиду познание Бога. Познание Бога очень важно для того, чтобы мы могли обрести вечную жизнь.
Книга Бытие раскрывает нам характер Бога.
В наше время сатана пытается сделать всё, чтобы исказить, извратить понимание характера Бога. Зачастую он это делает двумя крайностями:
- Бог очень жёсткий и даже в чем-то жестокий, Который так и смотрит, чтобы наказать людей за их ошибки.
- Бог добродушный старичок, Который сидит где-то там на небесах и так снисходительно смотрит на всё, что происходит здесь, на земле.
Тема добра и зла начинается в Бытие и проходит через всю Библию.
Добро (хорошо) — тоф (на иврите).
Зло — ра (на иврите).
Книга Бытие: начало
День первый. Начало творения.
Бог сотворил свет.
(Быт 1:4) И увидел Бог свет, что он хорош и отделил Бог свет от тьмы.
День второй.
(Быт 1:7) И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
Во второй день Бог не говорит «тоф»- хорошо. Почему?
Третий день.
Вода и суша. Растительный мир.
(Быт 1:10) И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
(Быт 1:12) И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.
День четвертый.
Появление солнца, луны, звезд.
(Быт 1:17) и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел бог, что это хорошо.
День пятый.
Живой мир
(Быт 1:21) И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
День шестой.
Сотворение твари
(Быт 1:25) И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
(Быт 16:31) И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Добро и зло
Почему же во второй день, Бог не говорит, что это хорошо?
Раввинами была рассмотрена такая версия, что каждый раз, когда Бог творит для человека, то это хорошо для человека. Во второй день, когда Бог отделяет воду под твердью от воды над твердью, Он создает пространство для рыб и птиц. По сути, в этот день Бог ничего не создал непосредственно для человека.
Бог творит всё очень хорошо и нет в Нём зла. Единственный намёк на то, что всё-таки где-то там далеко есть зло — это то дерево, которое растёт посреди рая - дерево познания добра и зла.
Мир, который создал Бог — это хороший мир. Если бы Адам с Евой не вкусили запретного плода, то так бы всё и оставалось. Но пришло зло и стало быстро размножаться.
Всё добро, которое Бог сделал и вложил в этот мир, куда-то исчезло и воцарилось зло.
Бог никогда не уничтожит то, что ещё можно спасти
Бог создал человека по образу и подобию Своему, и, пока человек хранит в себе этот образ, он не будет истреблён. Но если человек полностью извращает в себе образ и подобие Бога, и перестаёт быть человеком, тогда нет смысла для его существования. Господь останавливает распространение зла для того, чтобы дать шанс добру распространяться дальше и наполнять наш мир.
История Ноя
(Быт 6:5) И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время.
После потопа Ной представлен как второй Адам. Можно провести много параллелей между ними.
Бог благословил Адама и Еву, и после потопа благословляет Ноя.
Адам вкусил от плода и увидел, что наг. Ной тоже вкусил от плода виноградного, в результате обнажился. У Адама с Евой были двое сыновей и между ними была проблема. И у Ноя был сын Хам, который тоже поступил нехорошо.
Мы видим постоянное противостояние добра и зла и чаще всего зло побеждает. Но чем всё заканчивается?
Если посмотреть на всю историю патриархов, то одна из самых тематических линий, которая проходит через всю книгу Бытие, это вопрос о будущем наследнике. Кто будет наследником, который унаследует благословение? Кто будет прародителем Мессии - Иисуса Христа, Который должен прийти в этот мир?
Авраам
Бог избирает Авраама и его семью. И вот здесь сатана пытается сделать все, чтобы в семью Авраама вошло зло. У Исаака, сына Авраама было двое сыновей — Исав и Иаков. Между ними стал вопрос, кто должен получить благословение первородного? Исав допускает в сердце зло, а Иаков, хитростью выманивает у брата первородство и обманывает своего отца. Таким образом в сердце Иакова тоже проникает зло.
И сегодня враг хочет, чтобы это зло проникло в сердце каждого человека. Но Господь хочет, чтобы мы стояли на страже добра.
У Иакова было двенадцать сыновей, и не все сыновья отличались хорошим поведением.
Первый сын, Рувим, совершил очень плохой поступок. По сути, он обесчестил своего отца, тем самым потеряв положение первенца.
Симеон и Левий поступили очень жестоко, вырезав целое селение людей, которые ничего плохого им не сделали, и готовы были пойти на примирение.
Иосиф
Самая тяжелая ситуация происходит, когда все братья ненавидят Иосифа и продают его в рабство.
Жители земли Ханаанской, городов Содома и Гоморры, были настолько испорчены, что Господь истребил этих людей. Но есть люди, которые хорошие и добрые, которые слушают Бога, и готовые действовать по воле Божией.
Иосиф показан, как человек открытый, чистый. В его истории есть интересный момент. Фараон видит сон, состоящий из двух частей.
1-я часть сна о колосках тучных и худых. И худые колоски пожирают тучные колоски.
2-я часть сна о коровах.
(Быт 41:2) И вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике.
Здесь используется слово «тоф»- добро.
(Быт 41:3) Но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки; и съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных.
Здесь используется слово «ра»-зло. Символически можно сказать, что зло поглощает добро. Мы видим, когда зло уничтожает добро, эти худые коровы так и остаются худыми, то есть остаются злыми.
Иосиф и братья
Даже в жизни самого Иосифа происходит такой переломный момент, когда враг пытается, чтобы зло вошло в сердце Иосифа, когда к нему пришли его братья. И что подсказывает ему человеческая плоть? Он сначала не открывается своим братьям и оставляет Симеона в заложниках. Почему? Скорее всего Симеон был злой. И дальше в Библии не написано, чтобы Иосиф общался с Симеоном. Но потом все-таки добро победило, и Иосиф открывается своим братьям.
Когда умирает Иаков и они все уже находятся в Египте, братья боятся того, что Иосиф может им отомстить.
Читайте статью «Сила прощения»
(Быт 50:16 -17) И послали они сказать Иосифу: отец твой перед смертью своею завещал, говоря: так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это.
(Быт 50:18 -19) Пришли и сами братья его, и пали пред лицом его, и сказали: вот, мы рабы тебе. И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога.
Какие замечательные слова потом говорит Иосиф.
(Быт 50: 20) Вот, вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей.
Как Бог превращает зло в добро
Эта история учит тому, каков наш Бог. Он может взять зло и превратить в добро и в Библии много таких примеров.
Симеон и Левий, вырезали целое селение. И когда Иаков уже на смертном одре благословляет всех своих детей, он сказал Левию: я не могу тебя, по сути, благословить и твои потомки будут жить в рассеяние. На тот момент это было как проклятие. Но Бог плохой приговор превращает в добро, в благословение. Когда колено Левино оказалось верным Богу, Господь наделил их особым благословением. Да, они жили в рассеянии, они не имели своей земли, но они стали коленом священников. Они получили благословение.
Наш Бог не оправдывает ошибки и в конце всё обратит в добро. Это сделал наш Господь Иисус Христос на кресте.