В Евангелии от Матфея 7:13-14 Иисус противопоставляет два образа жизни, используя метафоры «узких ворот» и «широких ворот». Узкие врата — это путь искренней, жертвенной любви от всего сердца, а широкие ворота — это жизнь с внешней праведностью, которая скрывает внутреннюю порочность. Иисус призывает выбрать узкий путь к истинной жизни.
Матфея 7:13-14 (NASB)
Входите через узкие врата, ибо врата широки, и путь широк, ведущий к погибели, и многие входят через них. Ибо врата малы, и путь тесен, ведущий к жизни, и мало кто находит его.
Трудно ли следовать за Иисусом?
В ключевой момент Евангелия от Матфея Иисус заверяет людей, что следовать за ним будет нетрудно. «Иго Моё благо, — говорит он, — и бремя Моё легко», и Я принесу «покой вашим душам». Это, безусловно, обнадеживает.
Но затем, во время своей знаменитой Проповеди на горе, он рисует словесную картину о широких и узких вратах, которая, кажется, предполагает обратное.
Так что же это? Приносит ли следование за Иисусом душевный покой? Или путь к жизни в христианстве настолько труден и «узок», что, как бы мы ни старались, лишь немногие действительно поймут его?
В популярных толкованиях этого отрывка часто встречается мысль о том, что Иисус противопоставляет жизнь, полную религиозных обрядов и благочестия, жизни, полной безнравственности и распутства: «Делать добро трудно, а зло делать легко». Или, проще говоря: «Едва ли кто-то хорош для Бога, и большинство людей идут к погибели».
Но если иго Иисуса легко и если следование за ним приносит подлинный покой уставшим людям, то в знаменитых словах Иисуса о том, что «узкий путь ведёт к жизни» и «широкий путь ведёт к погибели», должен быть дополнительный смысл.
Джонатан Пеннингтон указывает на давнюю христианскую традицию (возникшую в пиетистском движении), согласно которой «узкий путь» противопоставляется «широкому пути» как разница между нравственным и безнравственным поведением, или благочестивыми и нечестивыми поступками. Но Иисус противопоставляет здесь не это. Вместо этого, по словам Пеннингтона, Иисус противопоставляет путь внешнего религиозного соблюдения пути истинного преображения сердца. Это различие Иисус развивает на протяжении всей Нагорной проповеди.
Итак, чтобы лучше понять, давайте внимательно изучим контекст учения Иисуса, в том числе отрывки из Еврейской Библии, а затем сосредоточимся на значении слов «узкий путь» в учении Иисуса во время Нагорной проповеди.
Узкие врата и широкие врата: два образа жизни на выбор
В Евангелии от Матфея 7:13-14 Иисус описывает одну и ту же реальность с помощью двух хорошо известных библейских метафор — «узкие врата» и «широкий путь». Он имеет в виду не реальные врата или пути, а жизненные пути.
Еврейская Библия и другие иудейские писания часто сравнивают «путь» или «врата» жизни, которые выбирают праведники, с путём или вратами смерти, которых желают нечестивые.
Например, Бог предупреждает сына Адама Каина, чтобы тот никогда не подчинялся «притаившемуся», которого он описывает как грех, притаившийся у «ворот [или двери]». Бог говорит, что не нужно поддаваться ему. Вместо этого выберите жизнь. Псалом 1 это ещё одно яркое сравнение между путём праведных людей и путём нечестивых.
Говоря о грехах народа Божьего, Исайя говорит следующее:
Исайя 59:7-8 (NIV)
Их ноги спешат ввергнуть в грех;
они спешат пролить невинную кровь.
Они преследуют злые замыслы;
их пути отмечены насилием.
Они не знают пути мира;
на их путях нет справедливости.
Они превратили их в кривые дороги;
никто, кто идёт по ним, не познает мира.
Хотя многие из этих иудейских учений связывают дурной путь с развратом и распутством, в Нагорной проповеди Иисус говорит о другом. Он говорит, что скрупулёзное соблюдение религиозных обрядов может быть столь же разрушительным, как и безрассудная безнравственность. Простая приверженность религиозному поведению и внешне добродетельным поступкам — это ещё один способ пойти по широкому пути к погибели.
Ранее в проповеди Иисус цитирует библейский закон, запрещающий убийство.
Матфея 5:21 (NIV)
Вы слышали, что давным-давно людям было сказано: «Не убий, и всякий, кто убьёт, будет предан суду».
Затем он предлагает своё расширенное толкование этого закона в свете более масштабной библейской истории.
Матфея 5:22 (NIV)
Но Я говорю вам, что всякий, кто разгневается на брата или сестру, будет подвергнут суду. Опять же, всякий, кто скажет брату или сестре: «Рака», будет отвечать перед судом. А всякий, кто скажет: «Дурак!» — будет в опасности попасть в адский огонь.
Иисус говорит, что более глубокие чувства, живущие в душе человека, — ненависть, зависть и презрение к другим — вот что приводит к убийству. Таким образом, изначальный запрет на убийство заключается не просто в том, чтобы не дать людям физически убивать друг друга; он заключается в устранении причины убийства путём искоренения злобного или презрительного отношения к другим. Иисус сосредоточен на том, чтобы научить нас способам, ведущим к жизни, начиная с честного анализа наших сердец.
Воздерживаться от реального убийства кого-либо, очевидно, хорошо, но мы всё ещё можем питать ненависть к людям, даже если внешне относимся к ним хорошо. Если мы презираем других людей или группы людей, тщательно соблюдая закон “не убивай”, то, конечно, внешне мы кажемся благочестивыми и порядочными. Но мы также находимся на лёгком, широком пути, который в конечном итоге разрушает.
Вместо этого воздерживайтесь от презрения или ненависти по отношению к другим, в том числе к врагам, — это узкие врата. Стремитесь к примирению и будьте готовы по-настоящему любить других, даже если это требует страданий, — это тоже узкий путь.
В этом смысл метафоры Иисуса в Евангелии от Матфея 7:13–14. Как пишет Пеннингтон,
«Широкий и лёгкий путь, ведущий к погибели, — это именно то, что Иисус всё время описывал как жизнь, основанную лишь на внешней праведности, в то время как узкий и «трудный» путь — это видение праведности, которая является чем-то большим и более глубоким, чем поведение. Широкий и лёгкий путь — это путь фарисеев, чья праведность легко определяется и может быть достигнута исключительно на внешнем уровне — не прелюбодействовать, не убивать и так далее. Узкий и трудный путь — это видение Иисуса, праведность, которая требует глубоких корней и посвящения всего себя Богу, истинная добродетель».
С одной стороны, широкая дорога описывает бездушный выбор в пользу создания хорошей жизни для себя, когда мы сами определяем, что важно, а что нет, или выбираем правила, которые облегчили бы нашу жизнь (или жизнь наших близких). Широкая дорога — это путь к разрушению, на котором мы пытаемся заслужить Божью милость, выполняя Его заповеди, но не умея по-настоящему любить других.
И широкий путь жизни превращает нас в людей, которые кажутся порядочными и воспитанными снаружи, но в наших сердцах гнездится смертельная злоба. Со временем эти проблемы разрушают наши отношения с Богом и другими людьми. В итоге они наполняют нашу жизнь горечью, осуждением и эгоистичным безразличием к ближним. Это верный путь к развращению и даже к смерти.
С другой стороны, люди, идущие по узкому пути, принявшие дар праведности Иисуса Христа (Рим. 5:17), сознательно живут в соответствии с Божьей глубинной мудростью (а не просто по букве закона). Через молитву и размышление над Священным Писанием они позволяют Божьим путям проникать в их сердца. И с помощью Божьего Духа они усердно трудятся, чтобы повиноваться и подражать учениям Иисуса, а также его любящей и жертвенной жизни.
Образ жизни Иисуса укрепляет наши сердца и отношения с Богом и другими людьми. Он наполняет нашу жизнь любовью и миром, тем глубоким чувством покоя, которое передается еврейским словом шалом; Иисус приносит покой — истинный шалом — усталым. Это благая жизнь в Царстве Божьем.
Выбор узких ворот
В Заповедях блаженства Иисуса (которые параллельны Матфея 7:13-14), мы узнаём, что Царство Божье — это переживание и воплощение Божьей жертвенной любви и мира с другими людьми, несмотря на личный риск.
Иисус призывает нас вступать в отношения с другими людьми, в которых искореняются такие проблемы, как злоба, эгоизм и принцип «око за око», и каждый человек проявляет жертвенную любовь Бога и активный мир с другими. Эти отношения сами по себе становятся высшей наградой — микрокосмом Царства Небесного.
Обратите внимание, что узкий путь — это не только путь в Царство Небесное в будущем. Он также позволяет нам войти в это Царство и испытать его прямо сейчас. Его иго легко, и опыт хождения с Иисусом подобен предвкушению небесного покоя от наших тягот. Всё хорошо.
Но есть одно важное, отрезвляющее предостережение, которое предлагает Иисус.
Наше английское слово “narrow” происходит от греческого слова thlibo, которое в данном контексте имеет много общего с преследованиями и неприятностями. Иисус предупреждает нас, что выбор узких врат или хождение узким путём обязательно будет включать в себя готовность подвергнуться жестокому обращению со стороны других, как это было с Иисусом. Для учеников Иисуса это означало, что они столкнутся с враждебностью со стороны израильских лидеров и членов их общины, которые могли неправильно понять, почему они так жили.
Точно так же и для нас сегодня следование по узкому пути может иногда вызывать трения в наших отношениях или другие подобные проблемы. Люди могут не понимать, почему мы живём так, как живём, и такое непонимание часто приводит к страданиям в отношениях и другим страданиям.
Перед лицом этих ожидаемых бедствий метафора Иисуса также напоминает нам о новом небе и новой земле, где все ошибки будут исправлены, а все беды превратятся в радость.
Помня об этой живой надежде, мы можем выбрать узкий путь, не отчаиваясь из-за опасностей и жестокого обращения. Апостол Павел, должно быть, имел это в виду, когда писал: «Ибо я думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется нам».
Узкие врата к Шалому
Если мы обратимся к словам Иисуса в Евангелии от Матфея 7:13-14 в свете всей Нагорной проповеди и более широкого библейского повествования, мы можем избежать чрезмерных интерпретаций, предполагающих, что Иисус просто сравнивает лёгкость греха с трудностью святости. Или, что ещё хуже, что он предполагает, что лишь небольшая группа людей когда-либо станет достаточно хорошей для Бога.
Более широкий контекст помогает нам увидеть, что он сосредоточен на двух образах жизни: на том, который гордо прячет испорченное сердце за праведным поведением, и на том, который смиренно желает преображённого сердца с праведностью Иисуса. Узкий путь Иисуса заключается в том, чтобы научиться по-настоящему любить всех и везде.
Это означает, что широкий путь к погибели включает в себя нечто большее, чем очевидная безнравственность или распутство. Он включает в себя людей, которые поздравляют себя с тем, что не убивают, но при этом испытывают горечь, ненависть или презрение к другим, — людей, которые чувствуют себя удовлетворёнными и святыми, соблюдая религиозные законы, но при этом отказываются по-настоящему любить Бога и других. Каким бы социально приемлемым ни был такой образ жизни, Иисус учит, что это (и всегда было) широкий путь к погибели.
Мы можем войти через узкие врата, как это сделал Иисус, и довериться его наставлениям на всю жизнь — его доброму ярму. Следовать по его узкому пути — серьёзное испытание, требующее готовности страдать за Его имя. И всё же Он создаёт своё ярмо с любовью и светом. Оно разумно и не обременительно; оно оживляет нас.
«Тесен путь, ведущий к жизни», — говорит Иисус, и этот путь в конце концов приведёт нас к обновлённому Божьему творению, к истинному миру.
Эта статья была написана в соавторстве командой исследователей BibleProject. Майкл Хелми руководил первоначальным исследованием и написанием статьи, а доктор Бриттани Ким и доктор Бен Тертин оказали редакционную поддержку.