Как теперь искать Царство Божье? Почему мы запираем двери на ночь? Почему мы запираем машины, окна или компьютеры? Повсюду нас подстерегают опасности, и мы учимся ценить личную безопасность превыше всего. Иисус тоже ценит безопасность. Авторы Нового Завета не изображают Его безрассудным или невосприимчивым к нашей реальности. Однако, когда Он приходит в этот мир, полный боли и страданий, Он все равно выбирает жизнь, основанную на любви к Богу и к другим людям, даже если это сопряжено с немалыми трудностями, ранами и потерями.
Является ли Иисус просто уникальным героем, делающим то, чего не может никто другой? Или он показывает нам, как жить на Земле прямо сейчас?
Когда Иисус начинает проповедовать благую весть о Царстве Божьем, Он представляет Себе исполнение давнего обещания Бога искоренить зло и смерть, полностью обновить творение и навсегда установить мир, в котором вы любите всех и знаете, что все любят вас.
Представьте, что вы живёте в мире, где вы знаете, что никто не причинит вам вреда. Это мир, где безопасность основана на взаимной любви, а не на защите друг от друга. Это также мир изобилия, где нет необходимости накапливать или конкурировать за ресурсы. Нет насилия, угроз, смерти. Нет засовов, замков и паролей.
Как бы вы жили, если бы каждый день проводили в таком мире?
Иисус видел, что приносит в наш мир такую жизнь через то, что Он называл «Царством Божьим», рассказывая людям о благой вести, о Царстве Божьем. Поэтому в Евангелии от Матфея 6:33, когда Иисус говорит собравшимся, что они должны постоянно «искать прежде Царства Божьего и правды Его, и всё это приложится вам», что Он имеет в виду?
Предлагает ли Иисус новый способ сохранить нашу инстинктивную потребность в личной безопасности превыше всего остального? Или Он говорит, что мы должны перестать думать о том, как обеспечить себя едой, одеждой и жильём, потому что Царство уже здесь? Или Он призывает людей увидеть, что Царство Божье уже здесь и доступно, и учит нас жить, основываясь на сильной любви к Богу и другим людям? Что означает Матфея 6:33 в смысле?
Для полноты картины давайте рассмотрим несколько ключевых моментов в более широкой библейской истории. Это поможет понять Матфея 6:33 в более ясном свете, особенно с точки зрения того, что значит «искать прежде Царства Божьего».
Как жить в безопасности
В Книге Бытия 1 и 2 авторы Библии приглашают нас взглянуть на выбор между жизнью и смертью, который предстоит сделать людям. Будем ли мы жить свободно и вечно в Божьем изобильном мире (представленном Эдемским садом), следуя Его пути управления миром в соответствии с Его мудростью? Или мы попытаемся править в соответствии со своей мудростью?
В Книге Бытия 3:1-15 люди больше доверяют своему представлению о том, как должен быть устроен мир, чем Божьей мудрости. Они едят с дерева, которого Бог специально велел им избегать, и сразу же испытывают страх. В итоге они оказываются за пределами райского сада, страдая в мире, полном боли, потерь и смерти, — в месте, где замки и оружие имеют смысл, потому что жизнь опасна и в конце концов превращается в прах.
Библейская история говорит нам о том, что у человечества будет искушение обеспечить себе жизнь способами, которые могут казаться разумными с определённой (ограниченной) точки зрения, но когда эти способы противоречат Божьим наставлениям, люди всегда в итоге причиняют вред творению и друг другу.
Иисус ткёт эту нить из Бытия 3 прямо к сути Его учения. Он обращается напрямую к глубокому человеческому инстинкту выживания. Что мне нужно иметь или кого я должен победить, чтобы прожить ещё один день? Его вдохновляющий ответ на этот вопрос резюмирует суть его Нагорной проповеди: «Ищите же прежде Царства Божьего и Его праведности, и всё это приложится вам».
Обратите внимание, что от Матфея 6:33 Он помогает нам увидеть контраст с тем, что было раньше. Ранее в Евангелии от Матфея 6 Он описывает два мира: один, где люди с тревогой заботятся о своей жизни в соответствии со своими предпочтениями и личными взглядами, и другой, где люди свободно живут в соответствии с Божьей мудростью и провидением, — мир, где каждый человек верит, что Бог в конечном счёте даёт людям всё необходимое для жизни.
Окружённые нищетой, преступностью и угрозами насилия, мы справедливо чувствуем опасность повсюду. Стремление защитить «себя и своё» любой ценой, даже если это означает пренебрежение другими или причинение им вреда, стало нормой, даже «добродетелью» в массовой культуре. Нам следует решать свои проблемы и делать всё возможное, чтобы искренне любить каждого человека, с которым мы сталкиваемся. Это звучит благородно, но кажется труднодостижимым. Поэтому, когда мы слышим, как Иисус говорит: «Ищите прежде Царства Божьего и его праведности», это звучит идеалистично и непрактично, если не невозможно.
Но Иисус сопротивляется искушению прибегнуть к насилию любого рода, чтобы сохранить себя. Он отвергает все эгоистичные способы обеспечения личной безопасности и становится самым ярким примером того, как выглядит жизнь в соответствии с этим новым образом жизни.
Как искать Царство Божье в опасном мире
Чтобы дать хорошее определение «Царству Божьему», полезно сначала понять, что «царство» значило для авторов Библии. В иудейском контексте первого века, в котором жил Иисус, «царство» означало осязаемый, реальный мир на Земле, включающий реальных граждан, реального царя и образ жизни, управляемый этим царём. Когда цари придерживались пагубных способов жизни и правления, страдали все жители империи. Но когда цари действовали в соответствии с Божьей мудростью, все жители империи жили лучше, были обеспечены и в безопасности.
Напряжение, которое мы чувствуем, когда Иисус говорит: «Ищите прежде Царство Божье», связано с тем, что это Царство ещё не полностью здесь. Он — Царь. Он на троне. Но не все это осознают.
Было бы проще практиковать совершенную любовь к каждому ближнему в мире, где каждый ближний любит тебя в ответ, но трудно (даже смертельно опасно) практиковать такой образ жизни во враждебном мире. Когда опасность всё ещё существует, страх может побуждать нас сильнее, чем любовь. Мы следуем привычным моделям жизни, в которых безопасность превыше всего. Имущество, доход и защита помогают нам чувствовать себя в безопасности. Часто это означает, что мы считаем себя вправе пользоваться тем, что у нас есть, и конкурируем с соседями за ресурсы. Но искать прежде Царства Божьего означает ставить любовь выше выживания — то, что Иисус воплощал в своей жизни и учении, особенно на кресте.
История о ранней Церкви в Деяниях 2 даёт нам представление о людях, движимых любовью и живущих по заповедям Иисуса. Они живут в Царстве Божьем, но при этом выживают в нашем опасном мире. Как?
В этой истории они описываются как сообщество людей, которые решили помогать друг другу и жить вместе, следуя пути своего Царя. Это жизнь, наполненная бескорыстной помощью и свободой от страха самосохранения. Евангелия Нового Завета показывают нам, как Иисус призывал своих последователей воспринимать жизнь как постоянный дар от Бога и жить как дар, или благодать, по отношению к другим. Он никогда не говорил, что для безопасности нужно применять насилие или что для большего комфорта или эффективности нужен эгоизм.
Он переворачивает этот враждебный сценарий и живёт в соответствии с обещанной реальностью Царства Божьего, которое становится таким же реальным на Земле, как и на Небесах. Жизнь по заповедям Иисуса освобождает нас, позволяя любить наших ближних так же щедро, как любит Он.
Откуда истинная безопасность?
Обычные империи и короли говорят своим гражданам, что безопасность и удовлетворённость приходят, когда у тебя есть деньги, вещи и власть над другими людьми. Как только мы обеспечим себя этим, мы сможем служить другим.
Но Иисус, Царь Царства Божьего, говорит нам, что безопасность и удовлетворённость приходят, когда мы любим Бога и других так же, как любим себя. Когда Иисус говорит: «Всё это будет дано вам», он имеет в виду питьё, еду и кров — всё это символы достатка, изобилия и жизни. Поначалу кажется, что он говорит о более удобном способе прямо сейчас обеспечить себя тем, что мы ценим превыше всего. Но обратите внимание, как Иисус говорит толпе, что всё это «будет» дано вам. Он не обещает, что это произойдёт быстро.
Он говорит о долгосрочном видении восстановления всего мира. Не все эти качества были добавлены к самому Иисусу при его жизни. Он оставался бедным и в большой опасности, даже страдая как жертва жестокого убийства. Но он знал, что этот опыт не был окончательным. Кажется, что удовлетворение всех возможных потребностей каждый день — это то, что мы в конечном итоге испытаем, когда Царство Божье завершится, когда все повсюду будут действовать и любить согласно Царю.
Многие из нас в этой жизни испытают боль из-за неудовлетворённых потребностей. У нас может не быть еды, лекарств или других вещей, необходимых для выживания, даже если мы будем верно следовать за Иисусом до конца. Мы можем жить по справедливости для всех и всё равно сталкиваться с угнетением. Некоторым из нас будет больно, и некому будет позаботиться о наших нуждах. Жизнь и слова Иисуса говорят и об этой реальности. Он сам пережил предательство, бедность, голод и насилие, живя по законам Царства Божьего. Но Он никогда не чувствовал себя неуверенно. Во всех четырёх Евангелиях история Иисуса показывает, что Он был уверен, что Его жизнь в руках Божьих.
Иисус не прибегал к тревожным способам защиты или накопления и постоянно учил своих последователей делать то же самое. Он полагался на Божье обещание и верил, что путь любви более приятен, надёжен и безопасен, чем любой другой путь.
Хотя мы уже можем почувствовать частичку Царства Божьего, особенно в тех сообществах, где люди стремятся жить по примеру Иисуса, мы всё ещё сталкиваемся с множеством страданий. Это заставляет нас всё больше полагаться на щедрый характер Бога и Его обещание однажды объединить Его Царство со всем миром.
Мы перестанем соперничать с коллегами. Мы перестанем беспокоиться о том, что подумают другие. Мы перестанем изнурять себя, чтобы обеспечить будущее, которое мы не можем контролировать. Чем больше мы следуем путями Иисуса и Его Царства, тем больше обретаем свободу, которая помогает нам понять, что сейчас нам ничего не угрожает.
Бог с нами. Мы в безопасности, и мы любимы.
Все разрозненные и искажённые способы, с помощью которых мы удовлетворяем свои самые глубокие потребности, исчезнут, когда Иисус обновит Небо и Землю. Иисус приносит жизнь, какой мы её представляем в Эдеме, — мирную, без угроз, наполненную приключениями и щедрой любовью. Библейская история формирует наше представление об этой грядущей жизни, подобной Эдему, в изобильном мире, свободном от любых угроз.
Искать Царство Божье прямо сейчас
Итак, как же на самом деле выглядит новый образ жизни Иисуса?
Мы учимся искать Царство Божье, когда решаем войти в уникальную историю Бога, которая во многом связана с разоблачением обмана, используемого для построения человеческих империй, — лжи, которая в конечном итоге оправдывает пренебрежительное или жестокое отношение к другим. Мы учимся верить, что Бог не лжёт, когда обещает, что Его Царство — это мир, для которого мы созданы, и что Он принесёт его в наш мир. Доверяя этому обещанию (а не страшась того, чего нам велят бояться наши человеческие империи), мы можем постепенно начать понимать, что уже свободны от любой окончательной опасности.
«О смерть, — говорит апостол Павел, — где твоё жало?». Он уже стремился прежде всего к Царству Божьему, даже перед лицом наказания в виде тюремного заключения и смерти. Угроза, несомненно, пугала его, но любовь к Иисусу и ближним пересилила этот страх. Любовь побудила Павла, а не страх.
У каждого есть реальные потребности, и Иисус не преуменьшает их. Он учит людей отдавать друг другу и получать друг от друга. Это способ в первую очередь стремиться к Царству, начиная жить прямо сейчас так, как мы всегда будем жить в обновлённом Божьем мире.
Иисус говорит, что “все это приложится вам", а не “вы не должны хотеть этого”. Наше человеческое стремление к выживанию не так уж плохо. Сам Иисус выразил свое желание выжить, когда молился в Гефсиманском саду: “Пожалуйста, прими от меня эту чашу”. Чаша — это метафора ответственности, возложенной на него Богом, — страдать до смерти, а не мстить, чтобы сохранить себя. Он умоляет Бога помочь ему пережить ещё один день. Но его стремление к личной безопасности не стоит выше всего остального. Его главный приоритет — Божья воля. Поэтому, выразив своё желание выжить, он также утверждает: «Но не моя воля, а Твоя да будет». Это пример того, как даже перед лицом смерти человек стремится прежде всего к Царству Божьему.
И наконец, искать прежде Царство Божье — значит осмеливаться надеяться. Посланники Иисуса говорят о том дне, когда нам больше не нужно будет искать Царство, потому что оно будет здесь, в полной мере. Это будет мир, в котором каждый будет глубоко и искренне любить каждого. Не будет ни ран, ни потерь, ни смерти, ни замков, ни угроз.
Итак, мы ищем, любим и предвкушаем то, что уже приближается и уже здесь. Мы почти дома.