(Притч 13:24) Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
В нашем мире существует много подходов к воспитанию детей. Есть две крайне радикальные позиции. Согласно одной точки зрения — физически детей можно наказывать и даже нужно. Потому что только таким образом можно исправить какие-то негативные аспекты в их поведении.
Представители же другого направления говорят о том, что детей наказывать ни в коем случае нельзя. Потому что наказанием можно травмировать психику ребёнка. Ребёнок должен жить в атмосфере любви и принятия полной свободы. И только так он может достичь максимума своего потенциала.
Интересно то, что представители обоих точек зрения пытаются найти подтверждение своей позиции в Священном Писании.
Библия о воспитании детей
Розга — это посох, либо жезл (на иврите дословно — стержень)
(Пс 22:4) Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.
Посохом пастух направлял овечку, если она сбивалась со своего пути. Он не бил её, а направлял.
(Притч 13:24) Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
Слова с «детства» нет в еврейском тексте. Точный перевод звучит так: «Кто любит, тот с усердием наказывает его».
Наказывает — наставления, инструкции.
И теперь можно перевести так: «Кто удерживает наставления свои, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с усердием наставляет его».
Оба данные перевода имеют право на существование, поэтому использовать отдельно какую-либо версию не нужно.
В Священном писании есть много похожих текстов.
«Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгой, он не умрет; ты накажешь его розгой и спасешь душу его от преисподней». (Притч 23:13-14)
Накажешь — бить, ударять, поражать.
(Евр 12: 6-8) Ибо Господь, кого любит, того и наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны.
Конечно же, Бог никого не наказывает палкой или розгой. Автор использует здесь позитивную метафору отношения отца к сыну для того, чтобы показать, как Бог относится к нам.
Поддерживает ли Библия телесные наказания в воспитании детей?
Итак, исходя из данных текстов, их можно перевести двояко. Можно перевести так, как записано в русском переводе, либо перевести как метафору. И отсюда возникает очень важный вопрос: когда и как часто родители должны прибегать к физическим наказаниям в вопросе воспитания своих детей. И данный вопрос от его непонимания создает очень много проблем.
Родители, общество и дети
Педагоги и психологи в один голос говорят, что самая большая потребность детей в нашем обществе — это общение со своими родителями. К сожалению, из-за темпа жизни и постоянной спешки, время общения родителей со своими детьми сократилось до минимума. А телевидение и интернет вместо того, чтобы создавать больше возможности для общения, еще больше сокращают их. Детям очень нужно проводить время со своими родителями. Если эта нужда не удовлетворяется, то они ищут возможность, как привлечь к себе внимание взрослых.
Зачастую дети прибегают к таким методам, как нарушение рамок дозволенного, а в ответ родители прибегают к телесным наказаниям.
Но если говорить о библейских временах, то тогда все обстояло совсем по-другому. Не было интернета и телевидения, а родители больше времени проводили со своими детьми. Более того, не было детских садов и школ и все воспитание проходило дома. Если говорить о библейском эталоне воспитания, то он записан в Библии.
(Втор 6:6) И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкой над глазами твоими.
Библия говорит о том, что воспитание детей должно быть в приоритете. Родители постоянно должны общаться со своими детьми. Они должны рассказывать и учить их, как необходимо жить и поступать в этом мире.
(Исх 10:2) И чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нём, и чтобы вы знали, что Я Господь.
Есть еще важный момент, на который нужно обратить внимание: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня в сердце твоем».
«В сердце твоем» — говорит о том, что родители должны не просто учить детей, но они должны быть примером для них. И если родители поступают так, как сказано здесь, то есть проводят с детьми время, наставляют и обучают их, и являются примером для них, то это намного лучшая модель воспитания, чем применение физических наказаний. Более того, во многих случаях необходимость применять физические наказания просто отпадёт.
Необходимость наказания?
(Втор 21:18) Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, — то отец его и мать его пусть возьмут его и поведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «Сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда те жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся.
Данный текст говорит о том, что родители должны воспитывать своих детей и по необходимости наказывать их. И если дети не слушаются своих родителей, то это дело нужно выносить на суд общества.
В наше время все происходит приблизительно таким же образом. То есть родители ответственны за воспитание своих детей. Если дети не слушаются своих родителей и их поступки выходят за рамки общественной морали, то их привлекают к суду. Тогда уже общество, в лице судей, выносит приговор.
Здесь есть еще один важный принцип.
Родителям не стоит оставлять детей без внимания или без наказания, если они бунтуют, восстают против авторитета родителей.
Воспитание детей в Новом Завете
Бог, нас родителей, сделал ответственными за то, как мы раскроем характер Бога для наших детей. Дети смотрят на Бога через призму своих родителей. И если родители поступают несправедливо по отношению к своим детям, то дети автоматически переносят это на Бога.
Если родители несправедливо наказывают своих детей, то дети автоматически считают, что Бог несправедлив. И поэтому наша ответственность как родителей состоит в том, чтобы правильно преподнести и рассказать о том, каков на самом деле Бог. И сама Библия говорит об этом.
Притча о блудном сыне
Здесь образ отношения отца и сына использован для того, чтобы показать, каковы отношения между Богом и Его детьми, (то есть людьми, верующих Ему).
Итак, мы, как родители, должны быть очень мудрыми в вопросах воспитания своих детей, потому что на нас лежит большая ответственность.
Тот факт, что Библия не запрещает применять физические наказания, вовсе не значит, что теперь родители могут применять их по любому поводу.
Наказание должно быть во благо ребенку. Бог никогда не наказывает нас в порыве злости, обиды или раздражения, и мы должны поступать точно также.