Многие задают вопрос, что означает «Озеро огненное» в Библии? Так ли это на самом деле страшно, или здесь скрыт какой-то смысл? Пусть Библия ответит на этот вопрос.
Все комментарии носят консультативный характер, и не должны восприниматься наравне с Писанием!
(Откр 20:10) А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
Грешники будут мучиться в озере огненном постоянно или все-таки будут уничтожены полностью?
Какова участь грешников?
(Быт 2:16-17) И заповедал Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
Господь не говорит, что за преступления Адама будут вечные муки. Он говорит, что наказание за грех — смерть. Жизнь постоянно противопоставляется смерти.
(Втор 30:19) Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё.
(Рим 6:23) Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Итак, мы видим, что нигде не говорится о том, что наказание грешника или нечестивого — вечные муки. Везде написано, что наказание — это смерть.
Господь Иисус Христос искупил нас от вечной смерти.
(Пс 114:8) Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения.
Почему же в книге Откровение написано о вечных муках?
Что означает «Озеро огненное», в котором должны мучиться все нечестивые?
Книга Откровение — это книга символов. И в данном случае Иоанн использует это.
(2Пет 2:6) И если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,
(2Пет 2:9) То, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искупления, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания.
Апостол Петр сравнивает разрушение этих городов с последующим наказанием, которое будет ожидать всех нечестивых людей.
Итак, можно подвести некоторые итоги:
- Библия нигде, кроме Книги Откровение, не говорит, что наказанием нечестивых будут вечные муки.
- Содом и Гоморра для Иоанна были прообразом последнего наказания всех нечестивых.
Как Иоанн описывает «Озеро огненное»?
Там дьявол, и лжепророк, и зверь будут мучиться день и ночь во веки веков, то есть вечно. В Библии слово «вечный», не всегда означает бесконечность, но оно может указывать и на нечто другое. В книге Исход говорится о рабе, который хочет остаться навсегда у своего хозяина.
(Исх 21:6) То пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.
Здесь имеется ввиду до конца своей жизни. И подобное выражение указывает на последствия, а не на продолжительный процесс.
(Иуд 7-8) Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотью, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, — так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.
Здесь сказано, что они подвержены казни огня вечного. Но мы знаем, что эти города не горят вечно, они были сожжены в одночасье и остался только дым, который восходил от них.
Таким образом, наказание этих городов было вечным, а не их мучение или огонь, который сжигал их вечно.
Каким образом будет наказана блудница?
(Отк 19:2-3) Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. И вторично сказали: аллилуия! И дым её восходил во веки веков.
«Дым её восходит во веки веков». Данная фраза опять же не говорит о мучениях, которые длятся вечно, а наказание это имеет последствие, которое будет длиться вечно.
(Откр 18:21) И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город и уже не будет его.
(Мк 9:43) И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый.
Здесь Иисус использует метафору для того, чтобы описать последствия этого наказания.
Что такое «Геенна огненная»
Геенна — долина сынов Инномовых. Данная долина упоминается в нескольких местах Ветхого Завета. Это место, где Израильтяне приносили жертвоприношения идолам и совершали разные другие мерзости. В связи с этим пророк Иеремия произносит проклятие на эту долину и говорит, что она в последствии превратится в мерзость для Бога.
(Иер 7:31) И устроили высоты Тофета в долине сынов Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило. За то, вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут более называть место сие Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места.
Действительно, после плена, когда Израильтяне вернулись из Вавилона, данное место стало свалкой мусора, который постоянно горел.
Эта история и стала прообразом наказания и неугасимого огня.
Грешники будут наказаны не вечными муками, но последствия этих наказаний будут вечны.
(Откр 20:14-15) И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
Все это действие названо второй смертью. Это является иллюстрацией или примером того, как будут уничтожены все нечестивые. И в конце концов, это будет смерть, а не вечные муки.
(2Фес 1:8-9) В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его.
Нечестивые подвергнутся вечной погибели.
Христиане страдают, болеют и умирают точно так же, как нечестивые. Но есть между ними принципиальное отличие — Господь обещает, что верующие в Него не потерпят вреда от смерти второй. И эта та награда, ради которой стоит претерпеть до конца. Выводы делать только вам.