Часто верующие люди задаются вопросом — Николаиты, кто они такие? О ком писал Апостол Иоанн в книге Откровений 2:6. Давайте разберёмся на основании Священного Писания.
(Откр 2:6) Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.
(Откр 2:15) Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.
Чем так выделились Николаиты, и какими делами они так прославились, что даже Христос подчеркнул особым образом? Вопрос о том, кто они такие волновал давно.
Одним из первых, кто начал говорить о них, это был Ериней Лионский, который приблизительно во втором веке писал: «Николаиты — это была группа людей, собранная дьяконом Николаем». Дьякон Николай — это один из семи дьяконов, избранных первой церковью.
(Деян 6:5) И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
В последствии этот Николай Антиохиец, отошел от веры и организовал вокруг себя группу людей, которые были еретиками. Они же и получили название Николаиты. О Николае Антиохийце практически ничего не известно. Если провести аналогию данных текстов, то поймем, что на самом деле Николаиты вообще ничего общего не имеют к этому Николаю дьякону
Николаиты, кто они?
Существуют различные подходы к интерпретации книги откровения. Если брать во внимание самый консервативный исторический подход, которым пользовались богословы, начиная со времен реформации.
(Откр 1:19) Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.
Это касается непосредственно времени Иоанна и говорит о том, что будет с церковью после Иоанна.
(Откр 2-3 главы) Иисус Христос дает особые послания семи церквям:
1. Ефесская:
2. Смирнская:
3. Пергамская:
4. Фиатирская:
5. Сардисская:
6. Филадельфийская:
7. Лаодикийская.
Это реальные церкви, которые существовали в первом веке нашей эры. О некоторых из них проповедовал апостол Павел.
Книга откровений — книга символов и образов. Поэтому мы не можем понимать ее буквально. Но мы должны трактовать некоторые вещи символически, образно.
Семь церквей являются символами семи периодов в истории христианской церкви. Самый первый период начинается с Ефесской церкви, которая соответствует первому веку нашей эры и соответствует апостольской церкви. Заканчивается эра Лаодикийской церковью. То есть, это церковь, которая существует в христианской истории во время второго пришествия Иисуса Христа.
Николаиты упоминаются в посланиях к двум церквям. Это к Ефесской церкви и к церкви в Пергаме. Но, интересно то, что в послании к Ефесской церкви говорится о том, что она свободна от влияния Николаитов.
Иисус Христос говорит
(Откр 2:6) Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.
Но, что касается церкви в Пергаме. Здесь о ней Иисус Христос говорит совсем другое: «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу».
Церковь в Пергаме уже находится в другом состоянии. Получается, что Николаиты уже стали частью церкви. Еще есть одна интересная деталь, что это учение схоже с учением Валаама.
(Откр 2:14) Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.
Николаиты и учение Валаама
Многие богословы отождествляют учение Валаама и учение Николаитов.
Оказывается, есть учение еще в одной церкви — в Фиатирской.
(Откр 2:20) Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.
Как и учение Валаама — «ели идоложертвенное и любодействовали».
Итак, учение Валаама и учение Николаитов является и учением Иезавели. Оно присутствует в двух церквях в Пергаме и в церкви в Феатире.
Еще есть одна деталь, которая связывает учение Валаама и учение Николаитов. Слово «Николаиты» происходит от двух греческих слов.
Никао — побеждать
Лаос — народ
Таким образом слово «Николаиты» означает — побеждающий народ или победивший народ.
Слово «Валаам» так же состоит из двух еврейских слов.
«Бала» — пожирать, поедать, одерживать верх, победу.
«Ам» — народ.
Почему Иисус Христос ненавидит дела Николаитов
Мы пришли к выводу, что учение Валаама и учение Николаитов — идентичные учения. Числа 22-24 главы повествуют о том, как Израильтяне проходили через территорию Маовитян. Они должны были войти в землю обетованную. Маовитский царь Валак был очень испуган таким количеством Израильтян. Он также был напуган, что они проходят через его территорию. Он боялся вступить в сражение с ними. И для того, чтобы каким-то образом нанести им вред или ущерб, он решил прибегнуть к хитрости. Он призвал пророка Валаама, который жил в междуречье (нет точного места обитания). Этот пророк пользовался большой славой. Было известно, что если он, что-то скажет, то это действительно должно состояться.
Николаиты и Валаам: что общего
Также известно, что Валаам был Божий пророк. Он имел связь с Богом. И вот Валак призывает Валаама и просит его, чтобы тот проклял Израильский народ. Валаам сначала не хочет этого делать. Но затем, прельстившись той наградой, теми подарками, которые предлагает ему Валак, он соглашается. И делает три попытки проклясть Израильтян. Но каждый раз, когда Валак приводит его на одно место и говорит: прокляни мне Израильтян с этого места. Вместо проклятия он говорит благословение. В конце концов, Валак очень был огорчен и не удовлетворен этим. Он хочет отпустить от себя Валаама.
(Числа 24:10) И воспламенился гнев Валака на Валаама, и всплеснул он руками своими, и сказал Валак Валааму: я призвал тебя проклясть врагов моих, а ты благословляешь их вот уже третий раз.
Валаам дал некий совет Валаку
Если Валак хочет, чтобы Израильтяне были прокляты, то он должен ввести Израильтян в грех. Так и произошло. (Числа 25 глава). Маовитяне подослали Израильтянам женщин, которые ввели их в грех идолопоклонства, и в грех блуда. Это самая грустная глава, которая описывает самый большой грех, который совершили Израильтяне, находясь в пустыне.
Валаам ввел Израильтян в грех. По сути, Николаиты делают то же самое.
Как учение Николаитов и учение Валаама раскрывались в истории церкви?
Как уже говорили, первый век — это период Апостольской Церкви, Ефесской. Это когда Церковь сохраняла свою чистоту. Когда Иисус обращается к этой Церкви, Он говорит очень теплые слова.
Смирнской Церкви — это период гонений со 2 до начала 4 века (приблизительно). Когда христиан преследовали. Здесь также ничего не говорится о Николаитах.
Далее, еще больше видно, что Церковь отходит от Евангельской чистоты. Во время Фиатирского периода, который соответствует средневековому периоду Церкви, ещё больше грехов, еще больше отступлений мы наблюдаем в истории христианской Церкви.
Можно сделать вывод, что Николаиты и учение Валаама — это все то, что заставляет народ Божий совершать грех. Вносит идолопоклонство в церковь. Это религия, которая имеет форму христианства, но на самом деле остается языческой. Это идолопоклонство, завуалированное в христианскую форму.