Нагорная проповедь

Нагорная проповедь Актуально

Обращаясь к нагорной проповеди Иисуса Христа, нам важно понимать её назначение. К сожалению, большинство христиан воспринимают нагорную проповедь неверно. Показав в начале Своей проповеди, что настоящее счастье приходит не от этого мира, а от Бога – Иисус стал говорить о благодати. И чтобы слушающие могли эту благодать принять, Господь прежде открывает им сущность закона Моисея.

Нагорная проповедь

Нагорная проповедь и закон Моисея

1. Первое утверждение Христа в том, что Он пришёл исполнить весь закон. И понести наказание этого закона на Себе, чтобы искупить от него верующих и утвердить суд над неверующими:

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все».
(Мф 5:17-18)

В этих словах Иисуса видно два основных утверждения:

  1. Он пришёл исполнить закон Моисея.
  2. Всё написанное в законе, в том числе и о Христе, обязательно исполнится.

Комментарий!
Закон, данный Богом через Моисея, является обвинительным приговором этому миру. Именно на основании этого закона будут судимы неверующие на суде вечном. Поэтому, чтобы искупить тех, кто уверует, Иисусу Христу нужно было этот закон исполнить. Иисус исполнил закон Моисея вместо нас и умер, на основании этого закона, вместо нас.

2. Следующее утверждение Христа о праведности от закона. Праведность от соблюдения закона, которой хвалились книжники и фарисеи, не даёт права войти в Царство Небесное:

«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.»
(Мф 5:19-20)

Нагорная проповедь
Иисус и самоправедные фарисеи

Книжники и фарисеи полагались на внешнее, показное соблюдение заповедей. При этом их сердца всё больше и больше отстранялись от Бога:

«Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; … так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.»
(Мф 23:5,28)

Думая, что внешнее соблюдение заповедей и обрядов вполне достаточно перед Богом, книжники и фарисеи давно превратились в религиозных лицемеров. Именно поэтому Иисус Христос в нагорной проповеди открыл для нас духовную сущность закона. Чтобы объяснить слушающим Его, что заповеди закона Моисея никому из людей исполнить невозможно. И полагаться нужно только на то, что этот закон исполнит Сам Иисус.
Только верой в праведность Христа, возможно превзойти праведность фарисеев.

3. Следующее утверждение Христа в нагорной проповеди о духовном основании закона.
Десять заповедей и все постановления закона Моисея – это Божье обращение к сердцу человека. Поэтому их внешнее соблюдение недостаточно для истинной праведности перед Богом:

«Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. … Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.»
(Мф 5:21-22, 27-28)

После утверждения о том, что Он пришёл исполнить закон, Иисус обращается к знающим закон с такими словами: «а Я говорю вам...», что внешнего соблюдения заповедей недостаточно. Если вы никого не убили, но гневаетесь на кого-то и говорите о нём плохо – то уже совершили грех убийства и подлежите суду. Если вы не прелюбодействуете явно, но смотрите на женщину с желанием, то уже совершили грех прелюбодеяния и виновны. Это не ужесточение заповедей, как некоторые думают, а их изначальная духовная сущность. Какой смысл в вашем внешнем «праведном» поведении, если в своём сердце вы убиваете, прелюбодействуете и завидуете? Такая праведность, перед Богом, подобна грязной одежде!

Таким образом, Иисус объяснял Своим слушателям, что духовные заповеди закона Моисея невозможно исполнить никому!

4. Отсюда вытекает следующее утверждение Иисуса Христа о стремлении к совершенству Бога Отца.

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.»
(Мф 5:48)

«Будьте» – это несовершенная форма глагола «быть», в будущем времени. На греческом, это слово «ἔσομαι — есомаи», происходит от непереводимого «быть, существовать». И означает: «буду, стану».
Иисус Христос призывает нас быть подобными Богу Отцу. Как это вообще возможно?! Только родившись свыше, через веру в Божью любовь к нам, открывшуюся во Христе:

«Мы узнали и поверили, что Бог нас любит. Бог есть любовь, и тот, кто пребывает в любви, пребывает в Боге, и Бог пребывает в нем. Любовь достигла среди нас совершенства, так что мы можем со всей уверенностью встречать День Суда, потому что каков Он, таковы и мы в этом мире.»
(1Ин 4:16-17)

Слово, переведённое в синодальном тексте как «поступаем», это тот же самый глагол неопределённой формы «быть».
Мы не можем полагаться на свои несовершенные поступки в День Суда. Это абсурд! Наша надежда только на любовь Отца, которая нам открылась в смерти Христа за нас.

Комментарий!
Благодаря нашему духовному возрождению, через веру в Иисуса Христа, мы становимся подобными Христу. Это не достижение, а дар любви и благодати! Наша часть – принять этот дар и жить верой в него. Наши благочестивые поступки – это плод веры в благодать, а не условие достижения спасения.

5. И следующее утверждение Иисуса Христа о любви верой, написал для нас апостол Иоанн. Это утверждение исходит из учения Самого Христа.

«Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки.»
(1Ин 5:1-3)

Апостол Иоанн написал нам, что любить братьев мы способны благодаря нашему духовному рождению через веру в Иисуса Христа. И далее Иоанн пишет, что любить Бога – значит соблюдать Его заповеди. Что же это за заповеди, если Иисус учил, что все десять заповедей никому, кроме Самого Христа, исполнить невозможно?

Для приверженцев закона сделаем отступление. Если вы уверены в себе, что способны соблюдать десять заповедей закона Моисея, то значит вы теперь никогда ни на кого не гневаетесь, не говорите о других плохо и не смотрите на противоположный пол с желанием. Но тогда вы должны быть физически мертвы. А если ещё живы, то не имеете ни глаз, ни рук, ни ног. Это слова Иисуса Христа (Мф 5:29,30).

Новая заповедь, которую мы имеем от Господа, это верить в Иисуса Христа и любить братьев:

«Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.»
(Ин 6:29)

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.»
(Ин 13:34)

Новая заповедь подразумевает замену собой предыдущих, исходящих из закона. Закон учил любить ближнего и ненавидеть врага. Иисус заповедал любить и врагов. Возможно это только верой по благодати, когда Дух Святой наполняет наши сердца любовью Отца.

Это же, впоследствии, утверждал и апостол Иоанн:

«А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.»
(1Ин 3:23)

Нигде в Новом Завете вы не увидите призыва исполнять десять заповедей закона Моисея! А совершенство, к которому Иисус призывает нас в нагорной проповеди, возможно только верой по благодати. Когда Святой Дух преображает наши сердца любовью Отца, чтобы мы могли поступать с другими так, как хотим чтобы поступали с нами.

Десять заповедей закона не могут обеспечить нас силой и любовью, чтобы мы были способны любить даже врагов! Напротив, они требуют от нас соблюдения и объявляют наказание за непослушание. Только благодать и истина Христа, основанные на Его искуплении, способны нас обеспечить силой и любовью Отца. Давайте будем верить правильно!

«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит…
Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.»
(2Кор 3:6,18)

Комментарий!
Буква десяти заповедей закона убивает, а благодать Святого Духа животворит. И эта жизнь – это не внешнее соблюдение заповедей, а внутреннее содержание сердца, которое наполнено Духом Божьим.

Таким образом, христиане призваны жить не внешним соблюдением десяти заповедей закона, а благодатью веры в силе Святого Духа.

Лучшее в Телеграмм
Поделиться с друзьями
Анатолий
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
НЕЕМИЯ
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.