Обращаясь к нагорной проповеди Иисуса Христа, нам важно понимать её назначение. К сожалению, большинство христиан воспринимают нагорную проповедь неверно. Показав в начале Своей проповеди, что настоящее счастье приходит не от этого мира, а от Бога – Иисус стал говорить о благодати. И чтобы слушающие могли эту благодать принять, Господь прежде открывает им сущность закона Моисея.
Нагорная проповедь и закон Моисея
1. Первое утверждение Христа в том, что Он пришёл исполнить весь закон. И понести наказание этого закона на Себе, чтобы искупить от него верующих и утвердить суд над неверующими:
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все».
(Мф 5:17-18)
В этих словах Иисуса видно два основных утверждения:
- Он пришёл исполнить закон Моисея.
- Всё написанное в законе, в том числе и о Христе, обязательно исполнится.
2. Следующее утверждение Христа о праведности от закона. Праведность от соблюдения закона, которой хвалились книжники и фарисеи, не даёт права войти в Царство Небесное:
«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.»
(Мф 5:19-20)
Книжники и фарисеи полагались на внешнее, показное соблюдение заповедей. При этом их сердца всё больше и больше отстранялись от Бога:
«Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; … так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.»
(Мф 23:5,28)
Думая, что внешнее соблюдение заповедей и обрядов вполне достаточно перед Богом, книжники и фарисеи давно превратились в религиозных лицемеров. Именно поэтому Иисус Христос в нагорной проповеди открыл для нас духовную сущность закона. Чтобы объяснить слушающим Его, что заповеди закона Моисея никому из людей исполнить невозможно. И полагаться нужно только на то, что этот закон исполнит Сам Иисус.
Только верой в праведность Христа, возможно превзойти праведность фарисеев.
3. Следующее утверждение Христа в нагорной проповеди о духовном основании закона.
Десять заповедей и все постановления закона Моисея – это Божье обращение к сердцу человека. Поэтому их внешнее соблюдение недостаточно для истинной праведности перед Богом:
«Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. … Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.»
(Мф 5:21-22, 27-28)
После утверждения о том, что Он пришёл исполнить закон, Иисус обращается к знающим закон с такими словами: «а Я говорю вам...», что внешнего соблюдения заповедей недостаточно. Если вы никого не убили, но гневаетесь на кого-то и говорите о нём плохо – то уже совершили грех убийства и подлежите суду. Если вы не прелюбодействуете явно, но смотрите на женщину с желанием, то уже совершили грех прелюбодеяния и виновны. Это не ужесточение заповедей, как некоторые думают, а их изначальная духовная сущность. Какой смысл в вашем внешнем «праведном» поведении, если в своём сердце вы убиваете, прелюбодействуете и завидуете? Такая праведность, перед Богом, подобна грязной одежде!
Таким образом, Иисус объяснял Своим слушателям, что духовные заповеди закона Моисея невозможно исполнить никому!
4. Отсюда вытекает следующее утверждение Иисуса Христа о стремлении к совершенству Бога Отца.
«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.»
(Мф 5:48)
«Будьте» – это несовершенная форма глагола «быть», в будущем времени. На греческом, это слово «ἔσομαι — есомаи», происходит от непереводимого «быть, существовать». И означает: «буду, стану».
Иисус Христос призывает нас быть подобными Богу Отцу. Как это вообще возможно?! Только родившись свыше, через веру в Божью любовь к нам, открывшуюся во Христе:
«Мы узнали и поверили, что Бог нас любит. Бог есть любовь, и тот, кто пребывает в любви, пребывает в Боге, и Бог пребывает в нем. Любовь достигла среди нас совершенства, так что мы можем со всей уверенностью встречать День Суда, потому что каков Он, таковы и мы в этом мире.»
(1Ин 4:16-17)
Слово, переведённое в синодальном тексте как «поступаем», это тот же самый глагол неопределённой формы «быть».
Мы не можем полагаться на свои несовершенные поступки в День Суда. Это абсурд! Наша надежда только на любовь Отца, которая нам открылась в смерти Христа за нас.
5. И следующее утверждение Иисуса Христа о любви верой, написал для нас апостол Иоанн. Это утверждение исходит из учения Самого Христа.
«Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки.»
(1Ин 5:1-3)
Апостол Иоанн написал нам, что любить братьев мы способны благодаря нашему духовному рождению через веру в Иисуса Христа. И далее Иоанн пишет, что любить Бога – значит соблюдать Его заповеди. Что же это за заповеди, если Иисус учил, что все десять заповедей никому, кроме Самого Христа, исполнить невозможно?
Для приверженцев закона сделаем отступление. Если вы уверены в себе, что способны соблюдать десять заповедей закона Моисея, то значит вы теперь никогда ни на кого не гневаетесь, не говорите о других плохо и не смотрите на противоположный пол с желанием. Но тогда вы должны быть физически мертвы. А если ещё живы, то не имеете ни глаз, ни рук, ни ног. Это слова Иисуса Христа (Мф 5:29,30).
Новая заповедь, которую мы имеем от Господа, это верить в Иисуса Христа и любить братьев:
«Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.»
(Ин 6:29)
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.»
(Ин 13:34)
Новая заповедь подразумевает замену собой предыдущих, исходящих из закона. Закон учил любить ближнего и ненавидеть врага. Иисус заповедал любить и врагов. Возможно это только верой по благодати, когда Дух Святой наполняет наши сердца любовью Отца.
Это же, впоследствии, утверждал и апостол Иоанн:
«А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.»
(1Ин 3:23)
Нигде в Новом Завете вы не увидите призыва исполнять десять заповедей закона Моисея! А совершенство, к которому Иисус призывает нас в нагорной проповеди, возможно только верой по благодати. Когда Святой Дух преображает наши сердца любовью Отца, чтобы мы могли поступать с другими так, как хотим чтобы поступали с нами.
Десять заповедей закона не могут обеспечить нас силой и любовью, чтобы мы были способны любить даже врагов! Напротив, они требуют от нас соблюдения и объявляют наказание за непослушание. Только благодать и истина Христа, основанные на Его искуплении, способны нас обеспечить силой и любовью Отца. Давайте будем верить правильно!
«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит…
Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.»
(2Кор 3:6,18)
Таким образом, христиане призваны жить не внешним соблюдением десяти заповедей закона, а благодатью веры в силе Святого Духа.